Скульптура головы и портретов

Моделирование головы и работа над портретом

Чтобы более наглядно продемонстрировать свои мысли о пропорциях лица, я приготовил себе очень маленький штатив — кусок фанеры, который я покрыл слоем скальпа. Это будет своего рода грифельная доска. Я нарисовал на нем три яйцевидные структуры. Чего стыдиться? Наше лицо, если смотреть спереди, имеет вот такую яйцеобразную форму. Чтобы разобраться с размерами, я выбрал масштаб 1:10, вполне подходящий для изготовления бюста, не слишком маленький и не слишком большой. Давайте проведем быстрый расчет, каков будет размер головы в масштабе 1:10 по сравнению с правилом 7,5?

1800 : 7.5 : 10 = 24

Следовательно, высота головки будет равна 24 мм. Справедливости ради стоит отметить, что при выборе высоты персонажа 180 см лучше строить его по правилу 8 голов, это будет выглядеть более гармонично.

Я не буду подробно рассказывать, как рисовать одни и те же три раза в пост и как сделать их примерно одинакового размера.

Теперь перейдем к вопросу о совместном использовании.

Первый метод

Самый простой способ запомнить — это разделить голову на трети: верхняя треть до бровей, средняя треть от бровей до основания носа и третья, нижняя треть до подбородка. Глаза в этом случае попадают на центральную линию, то есть на то, что находится на экваторе.

Этот метод хорош тем, что 1) его легко запомнить, 2) нет никаких сложностей с делением лица пополам и дополнительно еще на три части. Обратите внимание, однако, что этот метод определения пропорций частей лица очень и очень приблизителен. Отличается удлиненной средней частью лица и низким лбом.

Он может быть успешно использован в случаях, когда лицо миниатюры очень маленькое, например, в случае игровых миниатюр (или мини), когда нам не нужно детально прорабатывать портрет, а достаточно дать приблизительное изображение, близкое к шаржу.

Метод номер два

Для более крупных работ можно успешно применить другой принцип деления лица. Сначала нарисуем «экватор» точно посередине высоты нашего яйца. Это линия, на которой мы расположим глаза. Мой личный совет: если вы делаете женское лицо, пусть центр глазного яблока находится на «экваторе», а если вы делаете мужское лицо, пусть экватор находится на одной линии с нижним веком, т.е. посадите глаза немного выше.

Затем разделите вертикальную линию симметрии к югу от экватора на пять равных участков. Для этого нам нужно провести четыре дополнительные линии в южном полушарии.

Таким образом, вторая линия, идущая на юг от экватора, будет базовой линией носа. Третья — линия губ, а четвертая — впадина между нижней губой и началом линии челюсти. Этот метод также легко запомнить и совсем не сложно следовать ему. Кроме того, этот метод, на мой взгляд, лучше всего работает на женской голове. Конечно, для любой мужской головы тоже.

Третий и последний метод

Третий метод точно воспроизведен в книге Эндрю Люмиса «Рисуем головы и руки» на странице 43. Он представляет собой наиболее точный художественный подход к пропорциям частей лица. Вместе с ним, на «экваторе» находятся . глаза! Конечно — точно такие же глаза! Но вся голова по вертикали делится не на три, а на три с половиной части. Что бы это значило? Это означает, что определенная часть высоты отводится под кожу головы, а именно 1/7 высоты. Но все остальное — это лицо. Который делится на три равные части, как и в первом методе.

Опять же, сначала определите понятие «экватор». Затем кожа головы. Осталось только лицо. Делим его на три равные части.

И как в примере номер один, верхняя треть идет к бровям, вторая — к основанию носа. Третья, нижняя треть разделена еще на три части. Они обозначают линию губ и впадину между нижней губой и подбородком.

Чтобы не заканчивать наш урок по простой геометрии, я сделал несколько набросков головы на существующих яйцах. Так она будет более наглядной.

А теперь все три головы вместе для сравнительного анализа:

Все три метода могут быть успешно использованы. Предлагаю вам на досуге попробовать воспроизвести каждый из них, вспомнить правила деления, попробовать достроить голову этим методом, сравнить результаты и сделать свои выводы. Нет ни одного метода, который был бы лучше или хуже любого другого. Каждый из них хорош, если применяется умело и творчески, и не зря в разных книгах по рисованию мы можем найти разные способы определения пропорций лица.

Урок 2: Форма лица и его связь с фигурой.

Эти «уроки», хочу сразу предупредить, не представляют собой никакой стройной системы, а в большинстве случаев являются несистематизированными вкраплениями на какую-то тему, поэтому прошу относиться к ним не как к руководству к действию, а как к информации для самостоятельного обдумывания и практики.

Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией: вы формируете голову, но вместо вдохновенного, полного энтузиазма молодого человека получаете полудурка, или вместо благородного, мудрого воина получаете нечто совершенно иное — деклассированный криминальный элемент. В чем проблема? Иногда бывает трудно ответить на этот вопрос, но довольно часто проблема кроется в форме лица, которую мы придаем нашему персонажу.

Существует наука под названием «физиогномика», которая описывает связь между определенными чертами лица и характером человека. Я не могу сказать, на чем основаны данные физиогномики и насколько научен или ненаучен этот метод, но, думаю, многие из вас согласятся, что определенные формы лица в нашем сознании соответствуют определенным стереотипам характера. Например, толстые люди часто кажутся красивыми, мужчина с узким подбородком часто производит впечатление слабовольного человека, а Голливуд обычно нанимал красивых мужчин с мощной, тяжелой нижней челюстью на роли положительных персонажей.

Физиогномисты выделяют пять основных типов лица: круглое, продолговатое, треугольное, квадратное и трапециевидное. Если вы посмотрите на книгу рисунков, то увидите, что разные художники выделяют разные типы лиц. Эндрю Люмис, например, выделяет другие типы: круглый, квадратный, широкий, треугольный и вытянутый. каждый может составить свою собственную классификацию, если вам самим удобно ее использовать.

Так что давайте перейдем к общению. Давайте перейдем к демонстрации уловок и их разоблачению. Визуальные эффекты требуют воздействия.

Я начинаю возиться с геометрическими фигурами: треугольником, прямоугольником, кругом, квадратом и трапецией.

Трапеция, заметьте, не соответствует понятию трапециевидного лица согласно физиогномике (у них перевернутая трапеция, более узкая внизу и более широкая вверху), но та, которую имеет в виду Лумис, соответствует типу широкого лица. Затем, после разметки геометрических фигур по уже известным нам правилам, я постепенно создаю… ну, не совсем портрет, а что-то больше похожее на карикатуру или карикатуриста.

Вот эти красавицы:

Теперь давайте рассмотрим их поближе.

Вот, например, треугольное лицо. Физиогномисты говорят, что человек с треугольным лицом обладает низкой чувствительностью. В то же время они могут быть духовно одаренными людьми. В то же время их характер часто бывает лживым и несговорчивым, и даже склонным к предательству. В целом — шпион и предатель.

Прямоугольное лицо — лицо аристократического типа, указывающее на интеллект, уравновешенность, чувствительность.

Ну, я не знаю, насколько то, что у меня есть, подходит под это описание, но я помню, что такое прямоугольное лицо носит Стивен Фрай, английский актер, сыгравший Дживса в сериале «Дживс и Вустер».

Круглое лицо — «Я Колобок, Колобок…». — ассоциируется с нежностью, мягкостью, добродушием

Квадратное лицо часто принадлежит суровому, мужественному человеку. Это лицо воина — решительного, жесткого, упорного, иногда даже жестокого.

Широкое лицо. Вы можете попытаться сформулировать некоторые характеристики этого типа лица.

Вот, в принципе, и все, что я хотел сказать в этом уроке. Опять же, это не руководство к действию, а просто повод задуматься. В свободное время попробуйте сами проделать тот же опыт: поиграйте с геометрическими фигурами, посмотрите на их разнообразие, попробуйте их сочетания, например — круглый + узкий = овал.

Еще одна вещь, которую я хочу добавить. Я заметил, что часто, не задумываясь об этом, каждый приобретает определенный «писательский характер», то есть постоянно эксплуатирует один и тот же тип лица. Вы можете заметить, что лица одного автора часто имеют много общего. А идея различных форм лица и некой связи между ними и персонажем позволит вам варьировать лица в своих работах.

Начало третьего урока. Голова в целом, формы головы спереди и в профиль

Для того чтобы мы могли вести более предметный разговор о том, где находится наш мозг, мне сначала придется продемонстрировать, как быстро и элегантно сделать для него заготовку.

Я знаю, что не открою ничего нового для многих из вас, но давайте все же начнем ab ovo, то есть с яйца. Метод безотказный, опробованный и проверенный несколько раз в день при подготовке к этим урокам.

Прежде всего, мы начинаем работу. Что может быть проще?

Затем мы сплющиваем один угол этого шара (на шаре есть угол!). Таким образом, мы отмечаем одну сторону лица и другую сторону нижней челюсти.

Отметьте еще одну линию точно посередине нижней части челюсти. Все делается только пальцами. Вам не нужно использовать какие-либо инструменты или измерять что-либо линейкой.

Так вы получите проточеп — вид сбоку. Забавно, но он действительно напоминает череп новорожденного ребенка: что-то с недоразвитой передней частью и приплюснутой верхней.

Следующий шаг — вернуть уплощенному черепу сферическую форму, при этом немного сузив и растянув переднюю часть. Вернемся к шарообразной форме на затылке и виду сбоку и снизу: видна подковообразная нижняя челюсть.

Затем мы помещаем нашу поляну на палку. Это облегчает работу: вам не придется ловить модель руками каждый раз, когда вам этого не хочется. Теперь пришло время проверить размеры заготовки по чертежу в соответствующем масштабе. В идеале заготовка должна иметь все размеры: вертикальный и передне-задний немного меньше того, что вы хотите получить впоследствии.

Что еще? Обычно я сразу же делаю небольшие углубления в глазницах и в области рта.

На этом мы заканчиваем изготовление полуфабриката головы. Это занимает не более пяти минут. Тем, кому требуется гораздо больше времени, я настоятельно рекомендую всегда иметь при себе небольшой кусок пластика и практиковаться на нем, когда вам захочется.

Если вы посмотрите учебники по рисованию глобуса, то увидите, что художники начинают с рисования глобуса, затем что-то добавляют к нему, затем что-то убирают и так далее. В результате долгих экспериментов я пришел к выводу, что в скульптуре этот метод не очень удобен и гораздо проще начать с куска материала, нужного объема, от которого мы отрываем кусок и затем придаем этому объему нужную форму. Это последовательность: объем, а затем переход к форме, что и является сутью моделирования.

Теперь мы собираемся использовать наш предмет, чтобы узнать некоторые новые секреты.

Начнем с того, что мы уже много говорили о том, как разделить голову по вертикали. Мы представляем, где будут глаза, брови, рот, где будет нос. Но ширина головы до сих пор не упоминалась.

Перейдем к книгам с рисунками. И обнаружить там, что художники измеряют ширину головы по ширине глаз. Пять глаз — это ширина головы! Браво им, художникам. Но у нас нет глаз, чтобы измерить и сравнить!

Поэтому давайте не будем мучить себя, а обратимся к науке под названием антропология. Однако, чтобы не критиковать всех художников, стоит отметить, что в пятой главе книги Берна Хогарта «Рисование человеческой головы» мы находим исчерпывающее и хорошо иллюстрированное объяснение того, о чем мы будем говорить.

Чтобы не путаться в запутанных названиях типа head index, face index, он же индекс лица, скажу просто: есть три формы головы: брахицефалическая, он же «широкоскулый тип», когда ширина головы составляет примерно 4/5 ее высоты. Если посмотреть на такую голову, то можно заметить низкий лоб, короткий нос, более круглую или квадратную форму лица.

Примерно так выглядит голова брахицефала. Просто выровняйте лицо сверху и снизу, и оно сразу будет выглядеть шире.

Противоположностью этому является долихоцефалическая форма черепа — длинноголовая или узкоголовая. В этом случае отношение ширины к высоте ближе к 3/ 4. Лоб более узкий и высокий, нос удлиненный, челюсть узкая и удлиненная — характерные черты таких голов.

То, что находится между этими двумя крайностями, называется мезоцефалической формой черепа.

Это практически все, что нам нужно знать в этой связи. Я не подчеркиваю здесь тот факт, что определенные формы черепа более или менее характерны для определенных рас, наций или племен. Во-первых, в каждой гонке мы можем найти все три типа голов. Во-вторых, подробное описание этой переписки заняло бы много места, а нас это вряд ли заинтересует. И, в-третьих, эти знания регулярно используются для различных расистских спекуляций, чтобы определить, какая форма головы лучше. Тем более, что нам это не нужно. Но в руках каждого из вас теперь есть один из интересных параметров для наблюдения за головами окружающих вас людей.

Теперь, когда мы поняли, что ширина головы весьма изменчива, давайте перейдем к рассмотрению профиля головы. Давайте начнем с общего представления о том, что такое лицевой угол. Опять же, я не буду описывать многочисленные запатентованные методы измерения головы и множество различных способов ее измерения. Просто и практично: смотрим на угол, образованный пересечением горизонтальной линии, соединяющей стык носа и верхней губы с мочкой уха, и вертикальной линии, исходящей из области между бровями и тем же стыком носа и верхней губы.

Для наглядности приводим схему:

Мы видим вертикальную линию и горизонтальную линию, и угол их пересечения прямой. Поэтому он так и называется: прямой угол лица.

Давайте немного изменим форму профиля нашей детали. Для этого я накладываю немного больше материала на нос и вокруг рта. Получается скошенный угол лица.

Вы можете положить еще больше материала и получить своеобразный косой угол лица:

Это все наука. Здесь, без подсказки с моей стороны, вы заметите, что прямой угол лица больше напоминает европейское лицо, а слегка скошенный угол ассоциируется с индийским или африканским лицом. Это более или менее распространенная особенность, хотя, опять же, такая особенность ни в коем случае не является правилом, поскольку имеет множество исключений.

Изредка, даже, скажем так, довольно редко, мы также видим лицо с углом больше, чем у прямого, тупого лица. Этот тип иногда можно увидеть у людей Юго-Восточной Азии, а также на античных скульптурах (я думаю, что у римских еще больше углов, чем у греческих). Вот примерно так это выглядит на моей модели:

На этом мы завершаем наш третий урок. На следующем уроке мы подробно рассмотрим форму и строение вместилища нашего мозга, черепной коробки, и проследим морщины на лбу. А пока, в качестве домашнего задания, наблюдайте и смотрите. Если кому-то попадаются интересные фотографии голов, пожалуйста, размещайте их здесь с комментарием: форма черепа такая-то и такая-то цефалическая, угол лица такой-то и такой-то, форма лица такая-то и такая-то.

Урок четвертый. Череп

В предыдущем уроке мы закончили уменьшать форму черепной коробки нашей модели до формы сферы.

Однако суровая правда о жизни показывает, что наш череп отнюдь не имеет форму правильной сферы. Она имеет углубления и всевозможные костные выступы. Именно это мы сейчас и будем изучать.

Первое, что мы сделаем, это два симметричных височных оттиска. На латеральной поверхности лобной кости, если изучить рисунок черепа, можно обнаружить дугообразную линию, называемую верхней височной линией. Это выглядит как тонкий гребень, образующий хорошо заметный угол между лбом и виском. Это более или менее то, что я нарисовал на модели.

Теперь слегка сожмите виски пальцами и нарисуйте их ровными. На этом этапе вы можете даже произвольно расположить угол. Разумеется, в учебных целях. Нет необходимости слишком четко ссылаться на живого человека, хотя есть личности, чьи головы очень четко определяют ход этой самой верхней временной линии.

Теперь, для наглядности, я покажу схематично, из чего и как состоит наша коробка. Разумеется, черепной.

Здесь мы видим лобную кость и следующую за ней теменную кость. Шов, разделяющий лобную и теменную кости, называется корональным швом. (sutura coronalis).

Горизонтальная дуга отмечает границу височной кости, но сейчас она нас не слишком интересует.

Теперь давайте посмотрим на череп сзади вверху слева.

Мы находим лобную кость, мы видим корональный шов, мы видим две теменные кости. По какой-то причине они похожи на надкрылья майского жука. Да будет так. Шов, проходящий между теменными костями, называется сагиттальным или фибулярным швом.

И еще один взгляд — со спины. Треугольник внизу между теменными костями — это затылочная кость. Шов между ним и теменными костями называется ламбдоидным, поскольку напоминает греческую букву «лямбда».

И для полноты картины есть еще два вида, которые помогут вам ориентироваться дальше.

Теперь пришло время показать костные выступы, имеющиеся на черепе человека. Обратите внимание, что на приведенных изображениях нас интересует их расположение, а не размер, который я сделал довольно внушительным, так сказать, для наглядности и удобства запоминания.

Имеются два лобных бугорка по бокам и один в середине лба. Любой человек может легко нащупать лобные культи. Та, что посередине, нужна для того, чтобы лоб не был слишком покатым. Его расположение соответствует стыку между двумя половинами лобной кости. У новорожденных лобная кость состоит из двух отдельных костей, в более старшем возрасте они срастаются в одну.

Темные бугорки (их два) и выступ, идущий вдоль коронального и сагиттального швов. Также на практике легко найти теменные точки на голове. Только незначительные изменения рельефа между лобной и теменной костями ощущаются в суставах на темени.

Сзади находятся два симметрично расположенных затылочных выступа, которые образуют заднюю затылочную линию. Она проходит не строго горизонтально, а по горизонтальной дуге, загибающейся вверх. Маленький пупок между ними — это наружный затылочный отросток. Все эти затылочные надстройки обычно легко прощупать на собственной голове.

Теперь приклеиваем все это к модели головы и получаем довольно угловатую голову. Повторяю, что я не пытался здесь соблюдать размеры всех костных выступов, но намеренно сделал их достаточно выпуклыми для удобства изучения и запоминания. У нормальных людей тоже есть все эти признаки, но степень их выраженности индивидуальна: у одного больше, у другого меньше.

На закуску я оставила себе еще одну вещь — бровные дуги.

Дуги бровей образованы не только костями черепа, но и мимическими мышцами и слоем жировой ткани, если попытаться их внимательно прощупать и рассмотреть. А сверху, конечно же, кожа.

Вы можете видеть две пары симметрично расположенных гребней. Почему два, а не один? Просто потому, что методологически правильно было бы описать их как два. Медиальная пара, которая выглядит как буква V, содержит фасции лицевых мышц, которые двигают брови. Латеральная пара валиков, с другой стороны, включает лобные мышцы, которые участвуют в поднятии бровей.

Кроме того, если внимательно посмотреть на лицо, то иногда можно увидеть точно такую же выпуклость в бровной дуге. Конечно, это выражено не у всех, и это не будет заметно при каждом движении бровей, но знать, как они туда попадают, все же лучше, чем не знать.

Разглаживая и разглаживая эти самые валики. Результат таков:

А затем, поскольку у нас довольно обычная модель лба, я немного поиграл с движениями, которые позволяют наши структуры. Здесь мужчина сдвинул брови или приподнял внешние уголки бровей (сам я этого делать не умею, но довольно часто видел, что люди могут поднимать внешние и внутренние части бровей по отдельности или всю бровь вместе):

Тут молодой человек поднял брови. Его кожа эластична, на ней образуются неглубокие морщины.

И здесь то же самое сделал человек, гм, как бы это сказать, имея в виду, что я представляю это с моей природы. Хорошо, давайте представим это так: человек с многолетним опытом поднимает брови. Его морщины стали больше, глубже, более выраженными.

Урок 5. Нос.

Давайте начнем разбираться с носом. На первый взгляд, о носах писать нечего: пупок и пупок в центре лица. Он состоит из бортика, шарика на конце и двух расширений в качестве ноздрей. И, конечно же, дыры. Есть из чего выбрать.

С другой стороны, наблюдая за окружающей нас природой в виде носов наших сограждан, мы рискуем никогда не закончить свою историю — ведь нос у каждого свой. Можно сказать, индивидуальные носы. А рассказ о каждом типе носа занял бы много времени и места.

Мы пойдем совершенно практическим путем — наша задача научиться делать нос, а затем попытаться перейти от общего к конкретному.

Мы не будем углубляться в метод рисования носа из поперечной балки, шара и двух придатков. Я не нахожу это очень удобным. Хотя бы потому, что при воспроизведении носа на очень маленькой модели приходится работать с совершенно микроскопическими дозами материала, постепенно добавляя одну микродозу к другой и пытаясь сделать из них единое целое.

При работе над носом, с другой стороны, я иду другим путем: я беру больший кусок материала и «отрезаю от него все лишнее». При использовании этого метода мы всегда будем контролировать общий вид носа, которого хотим добиться, что особенно важно, если мы хотим добиться портретного сходства нашей модели с прототипом.

Чтобы узнать, как это сделать, обратитесь к книге «Рисование голов и рук» Эндрю Люмиса. На странице 33 вы найдете таблицу 9 Основные и вспомогательные плоскости головы. В этом кроется секрет нашего подхода к моделированию носа. Сначала мы создаем некую фигуру (не знаю, как ее точно назвать: призма или пирамида?), в которую полностью помещается наш нос.

Поэтому мы видим на нем несколько плоскостей: вытянутый четырехугольник — дорсум носа, треугольник по бокам дорсума, три плоскости на дне носа: одна соответствует носовой перегородке и две — плоскостям, где расположены ноздри.

Все это первичные или базальные плоскости. Мы снова обращаемся к идее, описанной Люмисом, и начинаем «прорабатывать» вторичные плоскости на носу — дополнительные поверхности, которые приведут нас к нужной форме носа. Однако, в отличие от карандашного рисунка, мы не будем в точности повторять вторичные плоскости, а сразу перейдем к нужным нам формам: плавным, округлым — как раз то, что нам нужно, но чтобы не «потерять что-то в процессе», следует просто внимательно изучить схему и запомнить, где и какие должны быть вторичные плоскости носа.

Мы должны покончить с подобными вещами:

Теперь мы можем перейти к конкретике.

Специфика заключается в деталях: размер кончика носа, его соотношение с другими деталями: крыльями носа, форма и размер спинки, форма перегородки и т.д. И самое главное: форма нашей исходной структуры — пирамиды или призмы, из которой мы будем вырезать этот конкретный нос.

Мне не удалось найти какой-либо четкой классификации носов по форме, размеру, кривизне палочки и т.д. Может быть, полицейский фоторобот поможет. Но все же весьма полезной в этом отношении является книга Джека Хэма (Jack Hamm — Drawing The Head And Figure). В ней изложены и, прежде всего, описаны различия между разными формами носа, показаны различия между женскими и мужскими носами, и в целом любознательный ум получит много полезной информации для начального ознакомления с предметом.

Прочитав материал Джека Хамма, мне показалось, что ввиду уродливого разнообразия форм носа нет смысла сидеть и лепить месяц за месяцем новые носы различных конструкций, а достаточно, если скульптор сам научится описывать нос словами, выражая каждую деталь каким-то понятным способом. Например, кончик носа может быть большим, округлым, клиновидным, загнутым вниз, вилообразным, тяжелым, маленьким, заостренным. Крылья носа также могут быть описаны определенным образом: большие, маленькие, вытянутые, угловатые, приплюснутые и т.д. То же самое относится и к носовой перегородке: опущенная, угловатая, плоская, округлая. Плоскость ноздрей можно определить по углу их наклона и размеру самих ноздрей. И спинка носа: вогнутая, прямая, изогнутая, загнутая и т.д.

Эта способность описывать нос, который вы видите, поможет вам точно воспроизвести эти особенности на модели. Я просто воспроизвел некоторые из первых носов, описанных Джеком Хаммом. Там речь идет в основном о разнообразии носов. Где-то в углу я запасся небольшой дополнительной моделью основных носовых плоскостей, с которой я начал работу над каждым из носов.

Этот нос можно описать как «заостренный кончик, плоская перегородка, относительно плоская плоскость ноздрей».

Моделирование головы куклы из полимерной глины

Сегодня я расскажу о конструктивном способе лепки головы куклы из запекаемого пластика. И я сделаю это на примере куклы, которую Алена сделала ранее.

Создание дизайнерской куклы позволяет стилизовать формы и изменить пропорции лица и фигуры. Однако при моделировании головы ребенка необходимо соблюдать определенные правила.

Таблица пропорций лица ребенка (фото из интернета):

Лепка головы куклы из полимерной глины, фото 1

1) Делается эскиз головы куклы в анфас и в профиль:

Моделирование головы куклы из полимерной глины, фото 2

2) Изготавливается проволочный каркас. Проволока соответствующей длины сгибается в петлю с одного края. К этой петле прикрепляется плотно сжатая фольга, образуя сферу, размер которой не намного меньше предполагаемого размера головы:

Моделирование головы куклы из полимерной глины, фото № 3

3) Фольга наполовину покрывается ровным слоем пластика (затылок) и обжигается.

4) Оставшаяся часть фольги (передняя часть головы) полностью покрывается еще одним тонким слоем (3-5 мм) полимерной глины.

Изготовление голов кукол из полимерной глины, фото № 4 № 4

5) На сформированный шар — щеки кладут два одинаковых по форме куска пластика. Обратите внимание, что на лице ребенка нет ярко выраженных скул.

Изготовление головы куклы из полимерной глины, фото № 4 № 5

6) Глазные впадины делаются с помощью специальных инструментов на средней линии лица или даже ниже.

Лепка головы куклы из полимерной глины, фото. № 6

7) Лоб приобретает объем.

Лепка головы куклы из полимерной глины, фото. № 7

8) Оформление бровных дуг. Все следы сглаживаются с помощью инструмента

9) В глазные яблоки вкладываются маленькие шарики и разглаживаются. Это будущие глаза куклы.

Лепка голов кукол из полимерной глины, фото № 8

10) Прорабатываются верхние и нижние веки.

11) Нос сделан из небольшого треугольного куска пластика.

Лепка голов кукол из полимерной глины, фото № 9

12) С помощью специальных инструментов делаются ноздри, уточняя мелкие детали носа.

13) Добавив еще один небольшой кусочек пластика, сделайте верхнюю губу. С помощью инструментов создается носогубная складка.

Лепка голов кукол из полимерной глины, фото. № 10

14) Нижняя губа скульптурирована.

Лепка головы куклы из полимерной глины, фото № 11 № 11

15) Затем моделируется подбородок.

Лепка головы куклы из полимерной глины, фото. № 12

16) После прикрепления плоских комочков пластика с обеих сторон головы, формируются уши. Верхняя часть уха должна находиться на уровне бровей. Этот показатель несколько ниже, чем у взрослых.

17) Черты лица уточняются и доводятся до желаемой формы. Кукла приобретает свою индивидуальность.

18) Затем изделие выпекается в соответствии с инструкциями производителя, указанными на упаковке.

Моделирование головы куклы из полимерной глины, фото. №13

19) После запекания кукла расписывается акриловыми красками, а затем высушивается. Перед покраской изделие должно быть очищено и обезжирено.

20) Когда изделие полностью высохнет, можно приклеить волосы, ресницы и брови куклы.

Вот так у меня появилась кукла. Алена учится в Алтайской государственной академии образования (ВГУЭС).

Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол

В наше время многие люди моделируют кукол. Однако они часто превращаются в существ с отталкивающей внешностью.
Это происходит из-за незнания анатомических признаков разных возрастных групп и неумения правильно их стилизовать. Ведь, как говорит Елена Кунина, чтобы преувеличить пропорции, нужно хорошо их изучить. Поэтому давайте проследим возрастные изменения у людей. Поскольку в последнее время появились вопросы об анатомии младенцев, частное — скучно и лениво, а комментировать это слишком много и лениво, я расскажу подробнее в этой теме.
Конечно, все люди разные.

Немного анатомии. Моделирование и роспись кукол - дети

Но лица и тела людей соответствуют определенным пропорциям.
Наш глаз и мозг рассчитывают пропорции. Настолько быстро, что мы можем с первого взгляда определить, кто перед нами, мальчик или девочка, мужчина или женщина, старик или ребенок, сколько лет ребенку. Мозг рассчитывает расстояние между глазами, дуги бровей, форму и размер носа, расстояние от носа до подбородка и линию роста волос. Говорят, что дети все одинаковые, их невозможно отличить друг от друга. Если ребенок не лысый, то по линии волос можно определить, мальчик это или девочка:)

Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол.
Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
Немного анатомии. Моделирование и рисование детей

Человеческое тело, форма черепа сильно меняется с течением времени. Как можно больше. Посмотрите на это:

Разные части тела изменяются по-разному. Различные части тела ребенка растут неравномерно, и, соответственно, пропорции между ними также меняются с возрастом: например, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается примерно в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4 раза, туловище — в 3 раза, а высота головы — только в 2 раза.
Анатомия ребенка сильно отличается от анатомии взрослого человека, и чем младше ребенок, тем он сильнее. Есть причина, по которой детям нужны отдельные врачи, они как инопланетяне, другие.
Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
Я думаю, что это фатальная ошибка — следовать учебникам анатомии, которые не описывают анатомию ребенка в деталях, или таким книгам, как «История куклы» Гнесицкого. У вас есть гномы, эльфы, пикси, старики, милые, но странные люди, призраки и другие злые духи, но только не человеческие дети.

На уроках анатомии мы изучали скелет взрослого человека.
Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
А вот так выглядит скелет новорожденного ребенка. Как инопланетянин, да?
Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
Череп взрослого человека
Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
Череп ребенка

Пропорции лица у детей определяются по-разному. В зависимости от их возраста, хотя существуют некоторые общие закономерности для всех возрастных групп.

Верхняя половина радужной оболочки глаз находится примерно на середине расстояния между макушкой головы и подбородком или чуть ниже. Частой ошибкой начинающих художников является слишком высокое расположение глаз на нарисованном лице.
Ноздри носа ребенка находятся чуть выше середины между глазами и подбородком.
Нижний край нижней губы находится чуть выше середины между ноздрями и подбородком.
Максимальная ширина головы ребенка (в самом широком месте) равна ширине пяти глаз.
Ширина носа приблизительно равна расстоянию между глазами.
Средняя линия указывает на положение глаз.
Нижняя линия показывает положение нижнего края лица взрослого человека.
Средняя линия лица. У младенцев она проходит вдоль бровей, а в зрелом возрасте средняя линия проходит через зрачок у мужчин и вдоль верхнего края глаза у женщин. Кстати, глаза у людей вообще не растут, но их глазницы при рождении становятся меньше, не говоря уже о черепе. Вот почему у младенцев такие люпины и большие глаза)
Сравнение лицевой и черепной коры у ребенка в возрасте 2, 6, 8 и 12 лет.

Как проходит средняя линия:

Посмотрите, как меняется ребенок с возрастом при просмотре в профиль. Как меняется угол лица. Как меняется соотношение черепа и лица. Ребенок имеет характерный S-образный профиль. Чем он старше, тем он прямее. Какой маленький нос и маленькие уши.
У детей большая мозговая часть черепа, лицевая часть развита слабо, скулы и выдающиеся бровные дуги еще не видны, лоб, щеки и подбородок имеют округлую, обобщенную форму, без резких переходов между ними, характерных для более позднего возраста. Рост краниофациальной части начинается с восходящей ветви нижней челюсти, что уже значительно изменяет пропорции краниофациальной части. Это можно легко увидеть, наблюдая за годовалым ребенком и сравнивая его с шести- или семилетним. Средняя часть лица, скулы и т.д. также постепенно увеличиваются.
По мере развития младенца масса лица меняется пропорционально быстрее, чем масса черепа. Дети достигают пропорций черепно-лицевой массы взрослого человека только в раннем подростковом возрасте.

Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол

Немного анатомии. Моделирование и роспись детских кукол
По мере развития всего организма происходят значительные изменения в пропорциях черепа, особенно в соотношении между мозговой и лицевой частями черепа: растет весь череп, а значит, и мозговая, и лицевая части, но последняя растет интенсивнее и становится больше по отношению к мозговой части. В то же время костные выступы заостряются, а контуры лицевых и жевательных мышц становятся более заметными. Однако подтянутая молодая кожа продолжает сглаживать мышечную скульптуру. Более поздние изменения внешней формы головы в основном вызваны действием мышечного аппарата на кожу, так как костный скелет грудной клетки остается нетронутым.
Морщины, глубокие складки, довольно резко очерченные костные выступы и группы мышц на поверхности лица связаны с возрастным старением кожи. Со временем складки и морщины становятся еще более выраженными, костные выступы доминируют над всей скульптурой головы, а волосы начинают редеть. Развивающаяся атрофия мышц и почти полное исчезновение подкожного жирового слоя приводит к уплощению кожи лица и образованию многочисленных складок на лице и шее. В пожилом возрасте все признаки разрушения мышц и кожи проявляются с поразительной ясностью. Потеря зубов сокращает расстояние между подбородком и носом, изношенные мышцы не в состоянии удерживать в напряжении верхние веки и нижнюю челюсть, поэтому веки непроизвольно опускаются, а нижняя губа провисает вниз. Таков примерный ход нормальных возрастных изменений внешней формы головы человека.

Магический квадрат: размер ладошки малыша. Если у взрослых длина рук равна длине от подбородка до линии роста волос у мужчин и от подбородка до бровей у женщин, то у младенцев руки маленькие.
Я часто вижу новорожденных ООАК с кулачками, которым мог бы позавидовать Алеша Попович.

Пропорции лица взрослого человека — это пропорции лица ребенка.


Если вы не знаете, говорят: половина, половина и еще раз половина.











Не просто моделирование спереди, а постоянное сравнение профиля. Пропорции смещаются, перетекают на лоб. И тут выясняется, что если фотографировать ее целиком, особенно лежа, то кукла получается ничего, но под любым другим углом — полный ах-ха. Да. Лежа на земле, овал кажется круглым. Также нужно быть осторожным с шеей. Он не должен быть прикреплен к затылку.


Измеряйте и сравнивайте пропорции во всех направлениях. Измерьте удобным способом, выписывая как можно больше углов на соответствующей шкале, используя компас с двумя иглами.



Отсутствие носогубных складок у детей. Нет, это признак возраста. Как только появляются носогубные складки, вы выходите на пенсию и ухаживаете за внуками. Даже у пухленьких, даже у смешливых нет складок, у них есть ямочки, рельеф, перетекающий от щек к губам.


Вот и все.


Нет.

Я часто вижу детей с OAK-ртами, которые по форме в точности напоминают людей с недоразвитыми челюстями, расположенными под носом и направленными вверх или вообще лишенными подбородка.
На рисунке недоразвитая верхняя челюсть находится слева, а нижняя челюсть — справа.


Дефекты нижней челюсти у ребенка

Часто пропорции черепа ОАК уменьшаются до пропорций взрослого человека, что приводит к микроцефалии ОАК.

Микроцефалия у ребенка.

Это еще один вид аномалии черепа, который очень нравится ооучерам:

Кстати. Уши. Посмотрите на верхние фотографии, где, как и под каким углом расположены уши ребенка.
Уши бывают самых разных форм, как, например, эта.

как это

как это

и вот так.

Симпатичный. Он похож на эльфа.

Главное — это тонкий хрящ. Тонкий.

Уши каждого человека так же индивидуальны, как отпечатки пальцев или рисунок радужной оболочки глаза.

Но все они построены на одном и том же принципе.
Наружная граница, ушная раковина, противоушная раковина, слуховая косточка, мочка уха, слуховой проход.

Первым делом, говорит DrLutz в своем руководстве, нужно приклеить кусок заготовки на место будущего уха, обычно в точке уха имеет смысл просверлить углубление в голове, чтобы увеличить площадь контакта между головой и ухом, чтобы материал лучше прилипал. Затем я прикрепляю шарик материала и начинаю формировать что-то в форме почки на месте уха. Затем я создаю четыре линии на заготовке: первая линия — это внешняя граница, вторая линия обозначает границы обводки. Третий обозначает контур. Четвертая линия очерчивает слуховую косточку и создает углубление, в которое можно ввести палец при ковырянии ушной раковины, называемое наружным слуховым проходом.
После того как вы все это сделаете, вам обычно нужно будет вернуться к внешнему краю уха и перепроверить его, так как материал имеет тенденцию расходиться при работе над линиями 2, 3 и 4.

Если вы лепите свою куклу как толстый пельмень, не указывая, где завиток, и плюете на спираль и наковальню, то у вашей куклы либо тяжелый средний отит,



или аномалия развития.




Возможно, кого-то забавляют лавры американки из Пенсильвании Конни Феде, которая решила создать целую линию кукол с синдромом Дауна, когда ее дочь Ханна пожаловалась, что нет игрушек, похожих на нее? Маленькая девочка просматривала огромный каталог кукол, но не увидела ни одной, похожей на нее, что очень огорчило ребенка. Тогда на помощь ей пришла мама, которая оказалась прекрасной мастерицей по изготовлению кукол.


Или не поэтому?
Надеюсь, это поможет кому-то избежать основных ошибок моделирования.
Бонус. Из книги Елены Куниной.


Художественные исследования

Вот простейшая версия каркаса для моделирования головы. Как видите, его несложно сделать самостоятельно.

Портретная рама для моделирования портрета с живой модели

Центральный кронштейн в этой раме расположен строго вертикально, что предотвращает расшатывание и падение этого элемента.

Существуют варианты рам, в которых планка крепится по диагонали. Это оправдано тем, что шея человека слегка наклонена вперед. Однако следует иметь в виду, что при длительном контакте с влажной глиной место крепления балки к земле может сгнить и ослабнуть. Поэтому он требует особого внимания, о чем мы поговорим позже.

Начните вырезать. Измерьте общий вес головы, поработайте со всех сторон и посмотрите на пропорции.

Вы можете помнить, что человеческая голова в целом напоминает яйцо с острым кончиком у подбородка и тупым в области макушки, поэтому вы можете начать с этого, но с учетом общей формы и пропорций головы модели.

Моделирование портрета по фотографии натурщика 1

Массу выбирают параллельно со всех сторон, уделяя особое внимание сравнению с четырех основных точек в начале — всего лица (вид спереди), двух профилей (вид сбоку) и спины. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) мы поворачиваем нашу работу и позируем нам с соответствующих сторон. Для этого мы работаем на скульптурном станке, в то время как модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низкий, широкий скульптурный станок).

Портретная модель модельная сессия 2

Соответствующий объем строится спереди, чтобы каркас не выступал из шейной ямы (основание шеи спереди). Для этого проще взять немного больше глины с капота (спереди).

Если мы представим, что размещаем рамку внутри нашего портрета, то так, чтобы область шеи сзади вверху и спереди внизу не подходила слишком близко к рамке.

Портрет модель скульптура фото 3

Начиная с четырех сторон (все лицо, два профиля и спина), постепенно добавляем четыре промежуточных «трехчетвертных поворота» (углы).

Модель портрет модель модель скульптура фото 4

Портрет модель модель модель модель скульптура фото 5

С самого начала необходимо обратить внимание на самые основные пропорции — соотношение ширины и высоты головы, как спереди (все лицо), так и спереди.

Портрет модель модель модель модель модель модель модель модель скульптура 6

и сбоку (вид в профиль).

 Портрет модель модель модель модель модель модель модель модель скульптура 7

Если это более или менее возможно, необходимо сразу взять основные пропорции по высоте, и среди них в первую очередь, Высота, на которой расположен глаз.

В соответствии с классическими пропорциями, «капля» (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальности это может оказаться не так, поэтому внимательно изучите чертеж. Важно не допустить бессознательного увеличения лицевой части (маски) и недооценки верхней (макушечной) части головы и затылка. Как правило, новички склонны располагать брови и глаза слишком высоко, что сразу же приводит к неспособности продолжать правильно учитывать все остальные пропорции головы. Эта ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников в целом.

Поэтому это очень важная пропорция при работе над портретом, которую необходимо соблюдать с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.

Также при работе на полном солнечном свете необходимо соблюдать следующие пропорции:

Правильно разделите высоту головы между следующими точками: макушка — дуги бровей — кончик носа — нижняя часть подбородка.

Определите расстояние по высоте от макушки головы до лобных бугров.

Между кончиком носа и краем подбородка определите, где находится рот; другими словами, разделите расстояние от кончика носа до основания головы на части: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.

Модель портрет модель модель модель модель модель скульптура 8

Параллельно с этим обратим внимание на общий характер формы и архитектуры головы в анфас. Иллюстрация подчеркивает основные яркие линии или направления, по которым формируется общий силуэт головы в данном случае, и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.

 Портрет модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель скульптура 9

Следует также принять основные линии, по которым формируется силуэт головы, и основные направления, по которым форма поворачивается при взгляде сбоку (в профиль).

Модель портрет модель модель модель модель модель модель модель модель модель скульптура 10

Постепенно, в процессе работы, мы все более детально прорисовываем архитектуру головы.

Форма головы неоднородна, она условно делится на более простые участки, условно называемые «планами» или «плоскостями», и участки, где форма вращается, меняет свое направление. Такие участки условно называют «изгибами формы» или «складками формы».

Традиционно, система «планов» (плоскости) и «повороты формы» в этом случае можно представить в виде следующей диаграммы (столбики обозначают «изгибы формы») :

модель портрет модель скульптура 11

Обратите внимание, однако, что «планы» или «плоскости» вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а «возвращения» или «преломления» формы обычно очень мягкие и текучие.

Исходя из этого, работу над архитектурой и пластикой (проще говоря — формой) головы, условно можно показать более мягко, в виде следующих иллюстраций, на начальном и более позднем этапах соответственно:

Портрет модели модель модель фото 12

Портретная сессия модели 13

Когда мы моделируем в группе, неизбежно модель обращается к нам (и нашим коллегам) одинаково с разных сторон, а не только с той, над которой мы хотели бы работать в данный момент.

Очевидным положительным эффектом этого является то, что это учит нас работать параллельно со всех сторон, а не только спереди, как это обычно делают новички.

Новички часто думают, что всю основную работу в портрете можно сделать вокруг глаз, носа и рта, а в остальных областях делать нечего. Представление новичка о голове на этом этапе можно сформулировать как «голова = лицо + что-то неопределенное». Следовательно, общая форма головы принимается очень грубо, аморфно, вяло. Планы и обороты фигуры могут либо вообще не учитываться, либо учитываться приблизительно.

На самом деле, с самых первых шагов мы должны осознавать, что учимся формировать именно голову — объект, у которого все стороны имеют интересную, характерную форму, каждый раз индивидуальную. Правильная общая форма головы является залогом дальнейшей успешной работы.

По аналогии можно сравнить общий объем головы с домом, а глаза, нос и рот — с балконами, навесами или крышками. Никто не будет достраивать детали, если не выстроен общий объем дома.

Более того, если нам не нравится угол, под которым повернута модель, мы всегда можем изменить его, сделав полшага вправо или влево.

И в этот момент, когда модель показывает нам затылок, общую форму, которую, как нам кажется, мы приняли, не повторяйте ошибку многих новичков — не дожидаясь, пока модель повернется к нам лицом, они поворачиваются лицом к своей работе и находят в ней какой-то недостаток, который пытаются устранить, не глядя на модель. В результате и форма затылка не уточняется, и лицевая часть не улучшается без сравнения с моделью. В такой ситуации лучше перейти на противоположную сторону, откуда и модель обращена к нам, и работу можно еще раз сравнить на расстоянии.

В целом, полезно также часто отступать назад, сравнивая как модель, так и свою собственную работу и работу своих коллег с разных точек зрения.

Постепенно, по мере совершенствования пропорций и пластики, голова неизбежно становится все более похожей и детализированной. В то же время, как вы видите, мы не лепим или ваяем детали, но все же пытаемся прояснить пропорции, природу формы, архитектуру.

Модель портрет модель модель скульптура фото 14

Глядя спереди и сзади, не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки вокруг рта, крылья носа, углы бровных дуг, общий объем глаз, лобные клыки и так далее. На практике это означает, что при работе с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем параллельно с обеих сторон. Проще говоря, алгоритм таков: «действие слева — действие справа». Изолированная работа только на одной стороне для начинающих часто приводит к асимметрии.

Портрет модель модель модель модель скульптура 15

На последующих занятиях неизбежно прорабатываются детали, но мы не занимаемся ими отдельно, как-то конкретно, а продолжаем оттачивать пластику головы и пропорции.

Портрет модель модель модель модель модель модель скульптура 16

Как и в самом начале, мы работаем со всеми точками по очереди.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 17

Постепенно, по мере работы над общей пластикой и пластикой отдельных элементов, прорабатываются и детали.

При работе над деталями мы всегда сначала уточняем общую форму детали, намечаем основные части, снова смотрим на общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем детали и снова смотрим на общую форму, и так далее.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 17

Объясняя детали, можно более точно понять архитектуру головы.модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 18

И в то же время правильно подобранные пропорции позволяют добиться сходства и передать настроение, внутреннее состояние модели.

Скульптура головы и портретов

Когда работа подходит к концу, вы можете объяснить отдельные части с помощью тонкого инструмента. Однако лучше не облизывать все детали и даже не разглаживать поверхность. такие действия могут легко убить весь ваш пластик.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 20

Если созданная вами работа вас устраивает и вы хотите ее сохранить, вас ждут формовка и литье. Сами по себе эти процессы заслуживают отдельных статей, поэтому давайте кратко рассмотрим, как рассматриваемое произведение искусства было переведено в гипс.

Область, где будет происходить формовка, можно накрыть полиэтиленовой пленкой. Неплохо также покрыть пол и поверхность разделочного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы будете лепить. Эти полезные меры значительно сократят объем последующей очистки.модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 21

В этом случае нам вполне удобно лепить «в трех частях» — одна часть формы спереди и две сзади. Соединения между формами будут следующими: два спереди, два по бокам и одно посередине сзади.

Этот вариант также удобен для нас, так как уши на этом портрете закрыты и поэтому не будут создавать дополнительных зацепов.

Часто первая так называемая «сырая» отливка делается «по частям», т.е. форма должна быть разбита, чтобы освободить готовую отливку, но в данном случае, с разделением на три части, у нас есть все шансы просто открыть форму в конце, практически без раскалывания.

Итак, во-первых, нам нужно выровнять обода с границами будущей передней части формы.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 22

В данном случае мы делаем это с помощью полос из тонкого медного листа.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 23

Подготовьте штукатурку.
Разведите гипс в объемном соотношении 1,5-1,75 части гипса к 1 части воды. Обычно для этих целей используется гипс высшего сорта, а лучшим российским гипсом является Г-16, называемый «скульптурным». Вода должна быть холодной. Налейте его, например, в пластиковое ведро и высыпьте в него гипс. Замочите его немного, а затем тщательно перемешайте. Дайте гипсу загустеть до вязкости кефира.

При такой толщине посыпьте поверхность лица.

Затем заполните полость, ограниченную плитами, чуть более толстым слоем штукатурки. В этом случае подходит толщина 1,5-2,5 см в середине и до 5-6 см по бокам.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 24

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 25

Затем снимите борта, вырежьте отверстия на открытом крае формы для лучшего крепления частей формы друг к другу.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 26

Смажьте край гипсовой формы тонко растертой глиной и добавьте глиняные «клинья» — они понадобятся для открытия формы.

Если вы обнаружите углубления или пузырьки воздуха на краю формы — их также можно заполнить глиной.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 27

Последние две иллюстрации сделаны с лепки другого портрета, но суть остается той же.

Затем делаем одну сторону из плит посередине затылка сверху вниз, а другую треть формы заполняем гипсом.

Затем мы удаляем планки, прорезаем отверстия в открытом крае гипсовой формы, смазываем край формы тонко растертой глиной и заполняем «клинья».

Оставшуюся треть заполните гипсом.

Через полчаса или больше форму можно открыть. Для этого подготовьте деревянные клинья и осторожно начните забивать их в те места, где глиняные «клинья» выступают на стыках формы.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 28

Понемногу все параллельные, а затем и водяные колышки разбухнут и начнут открывать форму. Когда образуется зазор, аккуратно, без резких движений, разделите части формы.

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 29

модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель модель фото 30

Затем, если в частях формы осталась глина, удалите ее деревянным колышком и промойте части формы водой и щеткой.

Для предотвращения прилипания отливки к форме вся поверхность формы с внутренней стороны должна быть покрыта разделительным составом.

Одна из традиционных версий релиз-агента:

Поверхность формы несколько раз покрывают жидким мылом, пока оно не перестанет впитываться. Затем тонкий слой покрывается растительным маслом или вазелином.

Части формы соединяются вместе, обвязываются бечевкой, а если на стыках остаются щели, они заполняются глиной. Их также можно склеить, нанеся штукатурку на внешнюю сторону стыков на ширину 5-8 см.

Затем форму переворачивают, прочно устанавливают и заливают гипсом.

Если вы хотите получить пустотелый гипс, насыпайте гипс постепенно, положите форму практически на бок и переверните ее, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.

Через полчаса после отливки или позже форму можно аккуратно разобрать.

модель портрет модель модель скульптура фото 31

Готовый гипс может быть окрашен в любой цвет.

Что мне делать с ним дальше?

Если вы считаете свою работу ценной и успешной, лучше всего защитить ее, используя в качестве модель Оставьте его в качестве модели и используйте гипсовые слепки или слепки, перенесенные на другие материалы, для продажи, подарков и т.д. копии.

Скульптурирование головы

При моделировании головы скульптор сталкивается с теми же проблемами, что и при моделировании других объектов: моделирование головы не отличается от моделирования фигуры никакими другими принципами, техниками, средствами или использованием других материалов.

Во всех случаях к пластическому языку скульптуры предъявляются аналогичные требования по передаче объемных и пространственных характеристик объекта.

Поэтому, чтобы эта характеристика была точной и выразительной, необходимо изучить структуру объекта, выявить его основные компоненты, их взаимосвязи и взаимозависимости, понять основные формы этих частей и их влияние на форму объекта в целом.

Другими словами, необходимо проанализировать структуру модели и на основе этого анализа определить структуру объема и характер поверхности объекта, своеобразие его форм.

Таким образом, задачи при моделировании головы такие же, как и при моделировании любого другого объекта; разница заключается только в особенностях объекта, а не в ином отношении к нему. Поэтому важными остаются еще три задачи:

1) нахождение положения частей в пространстве (движение),

2) Нахождение их относительных размеров (пропорций),

3) Нахождение формы (моделирование в собственном смысле слова) как всего объекта, так и его частей.

Хотите научиться рисовать? Онлайн-школы рисования.

Эти проблемы решаются в указанном порядке, но не изолированно друг от друга. Вы не можете решить одну из них, не думая о последующем решении двух других.

Так, при решении первой задачи считается, что объемы головы, шеи и той части рук, которую нужно изобразить, правильно распределены в пространстве. Конечно, оставаясь на этом этапе основной задачей, невозможно решить ее, не воспроизведя, хотя бы приблизительно и условно, относительные размеры всех трех этих объемов и их формы.

Выполняя вторую задачу — определить размеры трех объемов уже заданной системы — мы должны тщательно проверить как отношения линейных размеров (расстояния между отдельными точками на поверхности объекта), так и то, что можно назвать «весовыми отношениями объемов», то есть те ощущения веса и плотности, которые вызывают в сознании изобразительные формы модели, учитывая уже заданную систему. Эти «весовые отношения» невозможно формально измерить, но «чувство веса» очень важно в работе скульптора и должно быть развито.

Наконец, мы переходим к последней задаче — нахождению формы. В этом упрощенном варианте все кривые можно рассматривать как ломаную линию, состоящую из прямых отрезков. В частности, этот рецепт используется при определении областей, ограниченных кривыми линиями. Эта функция также используется для построения фигур в скульптуре. Криволинейные поверхности на первых этапах обозначаются пересечением аппроксимирующих их плоскостей. Поэтому начальная форма любой модели неизбежно должна представлять собой некий топорно вырезанный объем. В начале работы над головой, на первом этапе моделирования, этот объем может быть ограничен лишь несколькими плоскостями, позволяющими увидеть в этом простом объеме некоторое подобие головы, шеи и плеч. На более поздних этапах происходит уточнение размеров этих объемов, определение пропорций, переход от условной интерпретации к передаче реальных форм природы со всем присущим им богатством.

Каркас головы для моделирования

Резьба головы должна начинаться с изготовления каркаса. Схема деревянной рамы простейшей конструкции показана на (рис.1). Как видите, для его изготовления вам понадобятся два куска дерева, стержень, две небольшие планки и несколько гвоздей. Перед монтажом рамы хорошо смочить ее водой, чтобы глина лучше прилипла к дереву. Подготовка глины для вырезания головы ничем не отличается от подготовки ее для любой другой работы — глину нужно размять, а затем размять. Лучше всего разминать его, отбивая железным прутом на большом куске глины. Необходимо удалять из глины случайные камни, стружку и другие посторонние предметы.

В начале лучше всего работать вручную, используя деревянный молоток, киянку и петли, если необходимо. После этого приходится работать все меньшими и меньшими инструментами, потому что такие тонкие детали, как глаз или ухо, уже не могут быть более или менее удовлетворительно вылеплены пальцами скульптора.

Чтобы сохранить глиняную скульптуру влажной, ее следует сбрызнуть водой и накрыть полиэтиленом или тканью. Эти же материалы можно использовать для создания колпаков на деревянных рамах, чтобы ничто не могло коснуться работы, не испортив ее поверхность.

Скульптор в своей творческой практике почти всегда работает в определенном размере. Чаще всего это связано с необходимостью соотнести размер скульптуры с архитектурой, в которой она будет размещена. Поэтому, приступая к работе, стоит установить масштаб, то есть отношение работы, например, к природе: 1,25; 1,5; 2 в натуральную величину.

Чтобы сохранить шкалу и сверяться с ней во время работы, целесообразно сделать масштабную полосу, на которой деления 1,25, 1,5 и 2 сантиметра в скульптуре будут соответствовать одному сантиметру в натуре.

Рамка с размещенной на ней глиной должна быть помещена на ротационную машину, предпочтительно на штатив. Высота станка должна быть такой, чтобы центр работы находился на уровне глаз. Это тот же уровень, что и у натурщика, что позволяет избежать неудобств, связанных с просмотром и сравнением разных уровней.

При вырезании головы сидящего следует помнить, что сидящий всегда держит руки немного выше, чем стоящий, поэтому при вырезании головы следует либо сажать сидящего, либо стоять, и не чередовать их в одной и той же работе.

Изучение резьбы по голове лучше начинать с вырезания мужской головы, чем женской, так как ее формы более определенны. Этого принципа следует придерживаться при постановке природы — от простого к сложному. Рекомендуется начать с моделирования головы во фронтальном положении, т.е. без поворотов и других движений. Постепенно усложняйте задачу, заставляя голову поворачиваться или наклоняться, или и то, и другое.

Самое начало укладки глины лучше делать двумя руками без использования инструментов, потому что чувство симметрии при работе двумя руками приходит на помощь при изображении симметричного объекта, такого как голова.

Приступая к лепке головы, следует руководствоваться уже упомянутой выше последовательностью задач, соблюдая при этом основной принцип работы в пластических искусствах вообще и в скульптуре в частности: «видеть, понимать и делать».

Когда мы входим в затемненную комнату, зная, где и какие предметы в ней находятся, мы видим их легче, чем если бы у нас не было таких знаний. То же самое происходит и со скульптурой. Если скульптор знает структуру объекта и понимает, чем вызваны выпуклости и вогнутости на его поверхности, ему легче их заметить, а значит, и сформировать, чем тому, кто не имеет о них представления.

Для скульптора важно уметь различать общие элементы, присущие каждой голове, их структуру и индивидуальные особенности, принадлежащие только данному объекту. Пластическая анатомия помогает нам понять это.

В процессе работы с природой скульптор собирает большое количество наблюдений, которые помогают ему вести каждую последующую работу более осознанно и целенаправленно. Он больше не «открывает Америку каждый раз», а может сосредоточить все свое внимание на главном. Стоит запомнить определенные абсолютные величины частей человека, отклонения от которых неизбежны в каждом случае, но знание их помогает проверить работу без характера. К таким измерениям относятся, например: ширина лица между скуловыми костями (15 см), расстояние от центра глаза до подбородка (12 см), высота головы (24-25 см), расстояние от угла глаза до глазницы (8-9 см), длина самого уха (7 см). Полезным для развития воображения может быть запоминание и некоторых народных особенностей строения головы, например, встречающихся в произведениях Николая Гоголя: «редька хвостом вверх» и «редька хвостом вниз», «кувшинное рыло» и др.

Прежде чем лепить голову, очень полезно сформировать человеческий череп, так как форма головы и лица определяется в основном строением черепа.

Моделирование скелета шеи и плеч не столь обязательно, поскольку они почти полностью покрыты толстым слоем мышц, определяющих их форму. При моделировании черепа его следует поместить в вертикальное положение, соответствующее нормальной посадке головы живого человека, а не укладывать на стол, как обычно (рис. 2).

Моделирование черепа

2. Позиционирование черепа для моделирования: a — неправильное положение; b — правильное положение

При моделировании важно сосредоточиться на тех частях черепа, которые имеют основное пластическое значение, таких как лоб, затылок, вершина и виски, лицевые кости — орбиты, скуловые дуги, нос, челюсть, не обращая внимания на глубину орбит, носовое отверстие, отсутствие зубов и т.д.

Полезно сформировать несколько разных черепов. После этого, глядя на лицо живого человека, становится понятнее его строение, все его пластические особенности, и моделирование будет идти более осознанно, а значит, результат будет лучше.

Приведенные здесь иллюстрации достаточно наглядно показывают процесс постановки тренинга.

Работа начинается с подготовки скелета (рис. 3) и установления относительных размеров и пропорций на глиняной заготовке (рис. 4), затем устанавливаются основные объемные элементы головы (рис. 5). Затем определяются и прорабатываются детали (рис. 6).

Скульптура головы. Рама

Моделирование головы. 3. рама .

Скульптура головы. Определение основных линий и пропорций

4. моделирование головы. Определите основные линии и пропорции.

Моделирование головы. Моделирование основных объемов

5. моделирование головы. Моделирование основных объемов.

Моделирование головы. Уточнение деталей

6. моделирование головы. Уточнение деталей

Моделирование волос представляет собой особую сложность. Структура волоса не может быть воспроизведена в скульптуре точно так же, как в природе, потому что он состоит из множества отдельных тонких волосков. В этом нет необходимости. Чтобы представить его пластические свойства, важно уметь видеть основные массы — локоны, пряди — и, понимая их общую форму, попытаться воссоздать. В этом случае не обязательно изображать каждый волос отдельно, главное — постараться показать только их общую форму и характер. Помните, что волосы растут из кожи перпендикулярно ее поверхности, и только на определенном расстоянии от кожи они начинают загибаться в ту или иную сторону. Поэтому особое внимание следует уделить границе роста волос на лбу, висках и других частях головы. Поскольку волосы могут быть гладкими, волнистыми или кудрявыми, в каждом случае применяется свое лечение.

Трудности с пластической выразительностью возникают и при лепке глаза, где роговица и зрачок, расположенные на сферическом глазном яблоке, отличаются от окружающего белого почти только цветом. В этом случае, чтобы показать цвет, а не форму, периметр роговицы следует очертить ровной линией, а зрачок углубить, создав на его месте более или менее глубокие впадины.

Большое значение в передаче выражения глаз имеет степень их «свечения», поэтому часто при углублении зрачка, сбоку, вставляют маленький кусочек глины, который должен изображать это «свечение». Когда роговица очень темная (карие глаза), иногда углубляют всю роговицу, но это еще больше нарушает форму глазного яблока и редко дает хорошее впечатление.

В древности бронзовые и мраморные головы часто имели глаза из другого материала с вкраплениями цветных, иногда даже драгоценных камней. Среди античных портретистов — французский скульптор Ж.А. Гудон (рис. 7) мастерски передавал взгляд в своих портретах.

Гудон. Портрет Вольтера. 1778-1779.

7 Гудон. Портрет Вольтера. 1778-1779. бронза

Пластические свойства рта играют очень важную роль в передаче выражения лица. По размеру, структуре, вариациям формы рот сильно различается. Однако есть элементы, общие для всех людей, поэтому верхняя губа состоит из трех частей: центральной — выпуклой и двух боковых — продольных. Нижняя часть состоит из двух округлых выступов, как бы разделенных углублением вдоль оси лица. Изменения формы рта в зависимости от переживаний человека — во время смеха, плача, гнева — многообразны. Наиболее распространенными из этих изменений являются поднятие уголков рта при смехе и опускание уголков при плаче. Малейшее изменение формы рта сильно меняет выражение лица. Следовательно, пластическое решение рта для характеристики человека и его эмоционального опыта чрезвычайно велико.

Показать человека во всем богатстве его нравственных и физических черт, в многообразии его индивидуальности, в постоянном развитии и совершенствовании его сознания — одна из главных задач искусства.

Таким образом, вылепив голову, даже на начальном этапе, мы переходим к решению самой сложной задачи — созданию образа человека. В этой работе можно выделить два важных момента. Во-первых, выполнение наброска с натуры («набросок» в переводе означает исследование), то есть исследование данного чисто индивидуального облика человека. Во-вторых, это работа над портретом, в которой на основе изучения объекта дается характеристика, а целью является передача сходства, не только внешнего (что также необходимо), но и внутреннего, духовного. Человек не всегда одинаков. Его лицо, говорим мы, отражает его состояние, которое всегда разное, в зависимости от мыслей и чувств, которые его занимают и волнуют. «Задача портрета — психологически охарактеризовать изображаемое, но передать не случайное состояние, а — для данного человека — типичное.

В истории искусства известны периоды особенно блестящего развития портретного искусства в скульптуре. Прекрасные образцы скульптурных портретов были созданы в Древнем Египте, в Древнем Риме, в эпоху Возрождения в Италии, во Франции и России в XVIII веке (рис. 8).

 Голова царицы Нефертити. Древний Египет.

8. голова царицы Нефертити. Древний Египет. Начало 14 века до н.э. Песчаник

Свой вклад в развитие этого жанра внесли и советские скульпторы: V. I. Мухина, С. Т. Коненков и Е. Вучетич.

На практике иногда трудно отличить эскиз от портрета.

Бывает, что этюд, сделанный непосредственно с натуры, в котором автор поставил перед собой задачу изучить и зафиксировать образ человека, вдруг превращается в глубоко психологический или даже типический портрет. Бывает и так, что автор, создающий портрет, не в состоянии подняться выше фиксации случайного состояния человека, отнюдь не типичного для этого человека, и в результате получается не портрет, а иногда даже не полноценное исследование.

В этом месте стоит упомянуть часто оспариваемый вопрос о правомерности прибегать в портрете к намеренному искажению пропорций, чтобы подчеркнуть характерную черту, то есть, например, удлинить длинный нос, расширить широкое лицо, уменьшить маленькие глаза, то есть пойти по пути карикатуры. Этого не следует делать по следующей причине: каждое искажение любой части лица с определенной целью приводит к искажению других частей уже без цели и отдаляет изображение от истинного отображения реальности — таков закон подлинно реалистического искусства.

Каждый человек склонен видеть в окружающем его мире «свое», то есть то, что ему больше нравится, что его больше всего интересует. Она также очень характерна для данного художника, что легко проверить, сравнив портреты одного и того же человека, выполненные одновременно разными мастерами. Эти портреты, даже если они похожи на модель, будут сильно отличаться друг от друга, потому что каждый художник видел в изображаемом человека и пытался передать это «свое». Часто это делается авторами совершенно бессознательно, и качественная оценка портретов определяется тем, насколько это «свое» совпало с пониманием изображения зрителем.

Приступая к моделированию головы, художник должен тщательно продумать, как посадить или расположить модель, как повернуть или наклонить ее голову, куда направить ее взгляд.

Следует также обратить внимание на основные особенности фигуры, которые характерны для данной модели и могут быть также выражены особенностями исполнения.

В этот момент, говоря о постановке натуры, уместно высказать некоторые мысли о том, что мы называем композицией этюда или портрета.

Под композицией мы понимаем построение произведения искусства, соединение отдельных его частей в органическое целое с целью достижения максимального воздействия на зрителя в нужном направлении и создания такой формы, которая своей ясностью, новизной, яркой определенностью и красотой будет способствовать наилучшему восприятию содержания произведения зрителем.

При работе над эскизом головы и портретом в скульптуре, помимо того, что уже было сказано об особенностях того или иного характера, необходимо учитывать ряд проверенных приемов, успешно применяемых в мировом искусстве. Сочетание головы с шеей, частью груди и руками решалось по-разному в разные эпохи и разными авторами. Наиболее типичные методы следующие:

— Голова с шеей почти без рук (например, портрет Нефертити, портрет М. Горького Художественного музея работы И. Д. Шадра; рис. 8,9);

 И. Шадр. Портрет Максима Горького (Буревестник). 1939.

9. И.Д. Шадр. Портрет Максима Горького (Буревестник). 1939. бронза .

— Голова с шеей, частично с грудью и руки не во всю ширину (портрет Луция Вера, портрет Вольтера работы Ж. А. Гудона (рис. 7), портрет А. A. Замков от В.И. Мухиной);

— голова с шеей, полная грудь и ширина плеч (портрет Пьетро Меллини работы Бенедетто да Майано; портрет Никколо да Уццано работы Донателло);

— голова с шеей, плечами и ребрами полукруглого или неправильного сечения, обычно задрапированная тканью (многие работы Ф.И. Шубина, Л. Бернини; рис.10);

Ф. I. Шубин. Портрет Павла I. 1798.

10; Ф.И. Шубин. Портрет Павла I. 1798; мрамор. .

— Голова с шеей, плечами и грудью, которые проработаны в так называемой мантии (сколотый мрамор; рис.11).

Н. Томский. Рабочий из Волгограда. 1957.

11. N. V. Томский. Рабочий из Волгограда. 1957. мрамор

В современном искусстве, критически усваивающем лучшее прогрессивное наследие мирового искусства, почти все эти приемы используются авторами, в зависимости от целей, поставленных в каждом конкретном случае. К ним относятся композиция, в которой даются только характеристики самого лица, и портрет, в котором также важны движение головы и общая репрезентативность (изобразительность). Наконец, портрет в мраморе часто создается путем экспонирования из каменной глыбы, которая является его основой и как бы содержит продолжение, скрытое от зрителя, как бы «незавершенное» детритом материала. Эта техника стала особенно распространенной после Родена, который сумел продемонстрировать ее художественные возможности, и характеризуется грубым «покрытием», которое приятно подчеркивает законченность последних штрихов скульптора.

Моделирование лица из пластилина

Моделирование лица из пластилина

Человеческое лицо — интересный и довольно сложный объект для лепки из пластилина. Но только после прочтения этой статьи. Из нее вы узнаете, как самостоятельно или с детьми шаг за шагом сделать плоское или объемное лицо.

Полезные советы

Прежде чем приступить к работе, полезно знать некоторые аспекты лепки головы человека из пластилина. Во-первых, портретное искусство считается вершиной творчества как в живописи, так и в скульптуре. Поэтому моделирование лица может вызвать некоторые трудности не только у детей, но и у взрослых. Важно поддержать ребенка, если у него не получается с первого раза. В идеале, если вы лепите впервые, лучше начать с чего-то простого, плоского и понятного, например, с аппликации. В этой статье мы рассмотрим и это.

Дети изучают основные формы (назовем их фигурами, хотя правильнее говорить «фигуры») в детстве, и если мы им помогаем, они легко могут их назвать: круг, овал, треугольник, квадрат, шар, куб и так далее. Скульптурирование лица основано на применении тех же принципов, что и обычное моделирование. Выделяя и изменяя базовые формы, вы можете легко выполнить определенную задачу.

Сегодняшний пластилин, знакомый всем с детства, поставляется в разных количествах в пачке, что значительно облегчает работу. Однако если вашему ребенку не нравится какой-то конкретный цвет или он кажется ему неподходящим, вы можете легко смешать свой собственный. Например, чтобы сделать цвет кожи, вы смешиваете белый с небольшим количеством оранжевого, чтобы сделать розовый цвет, вы смешиваете белый с розовым, и так далее.

Если ребенок, с которым вы занимаетесь лепкой, нервничает или не уверен в своей работе, не воспринимайте это как нечто необычное.. Лицо — это сложная форма, состоящая из множества более мелких. Чтобы успокоить ребенка, можно включить успокаивающую или мягкую, веселую музыку. Это не будет отвлекать ребенка, но сделает весь процесс приятным и запоминающимся.

Важно спросить ребенка, какого цвета глаза у человека (например, у мамы), какую одежду он носит, где он находится и т.д. Это сделает его более интересным для вашего ребенка.

Сохранить материал?
Разноцветный мир - Colorfulworld.ru
Разноцветный мир - Colorfulworld.ru