Жостово изображение. Что такое Жостовский образ?

Изображение Жостово

Жостовская роспись — Народный художественный промысел росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Содержание

Содержание

История живописи

Традиция расписных металлических подносов зародилась в середине XVIII века на Урале, где находились Демидовские металлические заводы (Нижнетагильский, Ненецкий, Верх-Ненецкий), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в селах Московской области — в Жостове, Троицке, Новосецке и других. Вскоре московская мануфактура стала ведущей. В настоящее время производство лаковых подносов сосредоточено в селе Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века в нескольких селах Московской области действовали мастерские по производству расписных подносов: Осташков, села Троицкое, Сорокин, Хлебников и другие. Истоки фабрики «Жостово» восходят к мастерской (открытой в 1825 году) братьев Вишняковых, откупленной крестьянами. В 1928 году несколько заводов, созданных на базе мастерских после революции, объединились в один — «Металлопоходы» в селе Жостово, который позже (1960 год) был преобразован в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Этапы покраски в Жостово

Замаливок

Начало и основа для композиции будущего дизайна.

Художник рисует силуэты цветов и листьев на подготовленной поверхности разведенной краской по своей схеме.

Используя полупрозрачные краски, художник рисует цветные тени. Слово «тень» созвучно слову «тень». Цвета выглядят объемными, а теневые участки растений подсвечиваются.

Многослойность с цветом

Это один из самых ответственных этапов росписи юости слой за слоем. Форма букета обретает тело — многие детали детализируются, контрасты подчеркиваются и реализуются, или композиция становится более гармоничной. операции, чтобы подчеркнуть объем.

Блики

Использование бликов придает свет и объем. Кажется, что букет освещается несколькими независимыми источниками света. Выделение создает настроение и цвет.

Рисование

Это заключительная часть художественного произведения. Очень тонкой кистью художник наносит небольшие, но значимые штрихи — прожилки и кружевные края на листьях и «семена» в центре чашечек цветов.

Вязание

Предпоследний этап росписи подноса, когда готовый букет становится похожим на фон. Используя нежные стебли, травы и усики, букет формируется в единое целое и соединяется с фоном.

Укладка краев лотка

Украшение краев подноса, состоящее из геометрических или цветочных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными антикварными рамами для картин. Без очистки изделие выглядит незаконченным.

Зеркальная глянцевая отделка

Используя тончайший меловой порошок, поднос растирают ладонями до блеска, а затем натирают парафином, чтобы он засиял еще больше.

Особенности жостовской росписи

Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда на красном, синем, зеленом, серебряном), и художник работает на нескольких подносах одновременно.

Основной мотив — простой цветочный букет, состоящий из крупных садовых и мелких полевых цветов.

Подносы делятся на две группы по их назначению: для повседневного использования (для самоваров, для подачи блюд) и в качестве украшения.

В зависимости от формы подносы могут быть круглыми, восьмиугольными, шарнирными, прямоугольными, овальными и другими.

Ведущие художники Жостовских промыслов — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин.

Ссылки

Литература

  • Попова О.С., Священник Н.И. Русское художественное мастерство. — Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р.А. Изделия народного творчества, ремесла и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  • Орловский Е. I. Изделия народного творчества и ремесел. — Ленинград: Лениздат, 1974.
  • БФБ. 3-е изд. — М.: ССЭ, 1970-1978.
  • Народное искусство
  • Лаковое искусство
  • русская культура

Фонд Викимедиа . 2010 .

Полезный сайт

Смотреть что такое «Жостовская роспись» в других словарях

Жостовская роспись — Русский народный художественный промысел, созданный в деревне Жостово, Мытищинский район, Московская область. Он появился в начале 19 века, в основном под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие Жостово…..

Изображение Жостово — Жостовская роспись. З.А. Кледова. Пружинный лоток . 1976 г. Русский музей. Жостовская роспись, русское народное искусство, зародилось в начале 19 века в деревне Жостово Московской области. Это декоративная роспись на металлических подносах,… Многокомпонентный словарь (Иллюстрированный энциклопедический словарь)

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — Русская лаковая роспись по металлу, возникшая в начале XIX века в деревне Жостово, недалеко от Мытищ Московской области. Истоки ремесла связаны с лаковыми миниатюрами на бумаге … Большой энциклопедический словарь

Жостовская роспись — Русский народный промысел, связанный с росписью металлических подносов, а в редких случаях и других поделок. Она возникла в середине 18 века на Урале (Нижегородская область). XVIII в. на Урале (Нижний Тагил, Нивинск, Нивинский Верх), получил название по месту своего последующего распространения — село Жостово Московской области (первая половина 1961г. (первая половина 19 века); позднее … Российский гуманистический энциклопедический словарь

жостовская роспись — Русский народный промысел, возникший в начале XIX века в деревне Жостово (ныне район города Мытищи Московской области). Картина маслом на металлических подносах, которые затем покрываются лаком: букеты и фрукты, написанные яркими красками, … Энциклопедический словарь

Жостовская роспись — Народные промыслы, развитые в деревне Жостово, Мытищинский район, Московская область. Он сформировался в начале 19 века, в основном под влиянием уральской цветочной и металлической росписи. Дальнейшее развитие жостовского искусства носит стилистически…. характер. — Большая советская энциклопедия

Жостовская роспись — ….Русский орфографический словарь

Городецкая роспись — Городецкая роспись — вид русского народного искусства. Он существует с середины 19 века в районе Городца … Википедия

Подпись, изображение и виза — Вопрос Что является правильным: «подпись, роспись» или «виза»? Виза 1) официальная отметка на документе; 2) разрешение на въезд, выезд или транзит через страну, а также отметка в паспорте, свидетельствующая о таком разрешении. По/по 1)… … Словарь русских лингвистических трудностей

художественные лаки — Изделие из дерева, папье-маше или металла, покрытое лаком и часто украшенное росписью, резьбой, инкрустацией или гравировкой. Со 2-го тысячелетия до н.э. китайская лаковая посуда известна своими художественными расписными и резными формами, лаковыми изделиями с…

Жостовская роспись

b61

История промысла «Жостово» берет свое начало в начале 19 века, когда в некоторых селах и деревнях бывшей Троицкой Воли (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое — появилось несколько мастерских по производству расписных изделий из папье-маше. Происхождение расписного жостовского подноса связано с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняков было указано: «Фабрика братьев Вишняк по производству лакированных металлических подносов, сухарниц, лотков, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайников, альбомов и других произведений существует с 1825 года.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Оригинальное искусство жостовских мастеров сочетает реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов с декоративным обобщением, схожим с русской народной кистевой росписью на стволах, берестяных топорах, катушках и т.д.

В его основу легли старые образцы декоративных цветочных композиций с набором садовых цветов («сложный букет», «развернутый букет», гирлянда и венок).

Художник набрасывает композицию букета широкой кистью на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэтов цветов, бутонов, листьев и стеблей, ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовские букеты яркие по своей природе. Красные, синие и зеленые цвета появляются наряду с традиционным черным фоном, а край подноса украшен легким ажурным цветочным орнаментом.

Жостовский поднос вдохновлен лучшими ремесленниками, которые бережно хранят уникальные многовековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный букет Жостово.

Каждому кованому лотку, произведенному на заводе, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждается сертификатом. Кованые подносы упакованы в оригинальные коробки ручной работы и подарочные пакеты. Мы приглашаем вас открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостово и насладиться красотой и разнообразием красок.

b62

коваль

Как изготавливается поддельный жостовский поднос?

Исторически сложилось так, что производство жостовских подносов — это ручная ковка (холодный молот). Мастер-кузнец вырезает форму подноса ножницами по металлу, отбивает молотком края, выравнивает край подноса и выковывает края на специальном станке.

За 200 лет было собрано более 150 форм, от миниатюрных до огромных скатертей. Каждая форма имеет свои пропорции. Меняющаяся мода диктует и свои правила — поднос может быть более глубоким или мелким, а крыло подноса — более широким или узким.

Сегодня производство некоторых форм механизировано: сначала из листа железа вырезают нужную заготовку, а затем прессуют, придавая ей одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную и даже «гитару». В настоящее время 32 формы подносов изготавливаются таким образом, остальные по-прежнему выковываются вручную.

После ковки заготовки обезжириваются, шпатлюются и тщательно шлифуются, после чего поверхность становится чрезвычайно гладкой. Необходимо нанести на металл грунтовку. Затем заготовка покрывается двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунтовки и эмали тщательно высушивается и шлифуется.

Черная лаковая и светлая лаковая живопись пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера адаптировали сложные технологии Востока к простым доступным материалам и достигли высокого качества технологического производства.

Независимо от типа подноса, круглого, овального или фигурного, в букетах, россыпях или венках, все они работают в давно укоренившейся здесь последовательности. Они работают беличьими кистями и масляными красками. Краски разбавляются льняным маслом, а кисти промываются в скипидаре. Набор кистей большой — от очень тонких до размером с иголку. Каждая кисть приспособлена для разных мазков. Кисть — главный инструмент мастера, у каждого своя кисть, приспособленная к его руке и образу жизни.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой — «мазок» — им красят в конце дня. Они рассыпают цветы, листья и бутоны в замысловатые композиции. Каждое пятно на своем месте взаимодействует как с авторской идеей, так и с формой подноса. Следующий этап — сушка.

После высыхания художники приступают ко второму этапу росписи — «штриховке». Это нанесение «прозрачной» краски (глазурь) на темных частях цветов и листьев. Третий этап — «наслоение». Густая, непрозрачная краска выделяет яркие пятна, то тут, то там появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов и листьев. Затем наступает время для «выделения». У каждого мастера своя манера блеска — широкая и мягкая, нежная и тонкая. Это как музыкальный ритм, напоминающий медленную песню или зажигательный танец.

«Рисование» жостовцев означает рисование легких контуров краев цветов, лепестков, бутонов и листьев. Создание «семян» означает запись пестиков и тычинок в цветах и бутонах. И, наконец, «привязка». Легкий ажур, заполняющий промежутки между цветами и листьями и как бы связывающий всю композицию воедино. У одних художников переплет обильный, у других — очень скудный. Некоторые из них имеют яркую окраску, другие сливаются с фоном лотка. Картина завершена. Остается только высушить его и отдать в руки мастера-орнаменталиста.

У художников и кузнецов всегда есть идея создать новую форму подноса, которая гармонично вписалась бы в серию классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и фальсификаторов приводит индустрию к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и эпатаж.

Жостовские лотки.

В небольшом подмосковном поселке Жостово, недалеко от Мытищ, есть завод по изготовлению и росписи металлических подносов.

Жостовские подносы, фото. № 1

Промысел зародился в начале XIX века, когда были основаны Жостово, Осташков, Хлебников, Троицкое, Новосельцев, Сорокин и другие подмосковные деревни в бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области). — Этот промысел зародился в середине XIX века на Урале, на знаменитом металлургическом заводе Демидовых.

Этот промысел начался в середине XIX века на Урале, на знаменитом железоделательном заводе Демидовых, и только в первой половине XIX века подносы стали делать в деревнях Московской губернии.

Жостово издавна славилось своими кузнецами, которые, работая в монастырях, ковали различные церковные сосуды — лампады, подставки для лампад, оклады для икон. Поэтому им было легко усваивать новый опыт.

Существует две версии происхождения Жостовской фабрики, основанной в 1825 году; по одним источникам, она возникла в мастерских, организованных миниатюристом Вишняковым, сыном владельца московской фабрики расписных металлических подносов; по другим — братьями Вишняковыми, которые зарабатывали на жизнь крестьянством.
Имя семьи Вишняковых неразрывно связано с Жостово и производством расписных подносов.

Вывеска мастерской Вешнякова.

Отрывок из рассказа о мастерской Венчакова. (1900-1912).

Прейскурант Вышняков гласит: «Мастерская Вышняков по изготовлению лакированных металлических подносов, бисквитов, лотков, коробок из папье-маше, портсигаров, чайников, альбомов и других вещей существует с 1825 года».

Жостовские лотки, фото 2

Поднос 19 века. Жостовский поднос конца XIX века (1880-1890 гг.).

После революции, в 1928 году, несколько групп, образованных на базе мастерских, объединились в одну — «Металлический лоток» в деревне Жостово, которая в 1960 году. был преобразован в Жостовская декоративно-художественная мануфактура.

Самый распространенный мотивы росписи жостовских подносов — Букеты и натюрморты, цветы, вазы и гирлянды. Основой жостовской картины является букет цветов, в котором переплетаются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Лотки делятся на две группы в зависимости от их назначения:

  • Для бытовых целей (под самовары, для подачи блюд);

Жостовские лотки, фото 3

  • в качестве украшения.

Жостовские подносы, фото. № 4

В зависимости от формы, лотки могут быть:

  • круглый,
  • треугольный,
  • восьмиугольный,
  • присоединился,
  • прямоугольный,
  • овал и т.д.

Жостовские подносы, фото. № 5Жостовские подносы, фото. №6

Жостовские лотки, фото 7Жостовские лотки, фото 8Жостовские лотки, фото 9

Жостовские подносы, фото № 10Жостовские подносы, фото №11

Для производства жостовских лотков мы используем тонкая кровельная сталь: Листы прессуются, а затем лотки прокатываются для придания жесткости бортам.

Жостовские подносы, фото № 10. № 12

Выравнивание формы лотка.

Подносы шлифуются, грунтуются и несколько раз покрываются масляным лаком, обычно черным (иногда красным, синим, зеленым и серебряным), и каждый слой сушится в печи, прежде чем передается художнику.

Подносы окрашены масляными красками в скипидаре, а рисунок нанесен мягкими беличьими кистями. Многослойная живопись выполняется в несколько этапов, каждый из которых сопровождается длительной сушкой.

Специфика живописи заключается в том, что художник импровизирует при написании картины, и каждый рисунок оригинален и неповторим.

Каждый этап живописи имеет свое название:

Замалевок: исходя из композиции рисунка, художник рисует силуэты цветов и листьев по своему замыслу разведенной краской на подготовленной поверхности.

Тень (от слова тень): Художник использует основные оттенки, цветы получаются объемными.

Цветные слоиФорма букета заполняется, детали уточняются, вся композиция становится более гармоничной.
Подчеркните: Наложенные друг на друга отражения выявляют свет и объем. Кажется, что букет освещен множеством независимых огней. Выделение создает настроение и цвет.

Жостовские подносы, фото. №13

Рисование: Заключительная часть работы над букетом. Специальной тонкой кистью художник рисует прожилки и кружевные края на листьях и «семена» в центре чашечек цветов.

Завязывание: Предпоследний этап росписи подноса, когда готовый букет как бы сливается с фоном работы. С помощью нежных стеблей, трав и нитей букет формируется в единое целое и соединяется с фоном.

Украшение краев подноса: Декор края подноса, состоящий из геометрических или цветочных узоров. Декор может быть как скромным, так и роскошным. Без бокового декора поднос выглядит незаконченным.

Жостовские подносы, фото. № 14

Жостовские лотки, фото. 15

После завершения работы поднос покрывается несколькими слоями масляного лака, сушится и полируется. Заключительный этапПоследний шаг — придание зеркального блеска руками, используя тончайший меловой порошок.

Жостовские подносы — это не только предметы повседневного пользования, но и произведение искусства, которое может стать украшением любого интерьера.

Материалы тематических страниц были использованы и переработаны при написании данной публикации.

Что такое жостовская роспись

Что такое жостовская роспись?

Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи работает более ста девяноста маляров из трехсот рабочих. Несмотря на название «фабричный», этот промысел сохраняет в своих творческих процессах ценную черту народного искусства — рукотворный характер.

Что такое жостовская роспись?

Формы лотков уже давно прессуются на специальных прессах. Крашение и полировка некоторых форм были механизированы. Но из двадцати шести типовых форм подносов для Жостово художник выбирает подходящую для своего замысла, а если это уникальная работа — поручает кузнецу выбить форму вручную.

Что такое жостовский образ?

Полтора века — относительно короткий срок для развития торговли. Но за это время Жостово превратилось из центра ремесленничества в уникальный очаг русского народного искусства, а жостовский поднос стал предметом восхищения.

Обведение формы лотка с помощью шаблона

Рисование формы лотка с помощью шаблона

При создании стандартных форм для лотков листы металла разрезаются по определенным размерам. Поднос вырезается и формируется в заготовку на электрическом прессе с использованием комбинации штампа и формы, затем поднос обшивается досками, т.е. края закатываются.

Вырезается форма для подноса.

Вырезание формы подноса

Кованые подносы создаются путем ручной ковки в соответствии с древней ремесленной традицией: форма и размер подноса зависят от творческой выдумки кузнеца. С помощью ручных ножниц вырезается скоба из 3-5 металлических листов.

Формирование лотка

Выравнивание формы лотка

Затем, используя молоток и наковальню, выбивается и вычерчивается форма. Край лотка прокатывается проволокой, вплавленной в него для прочности, затем край сглаживается на наковальне молотком.

Разметка формы лотка

Выбивание формы лотка

Растягивание края лотка

Растягивание лотков

Отжиг, обезжиривание, грунтовка, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, шлифовка каждого слоя эмали вручную наждачной бумагой.

Что такое жостовская роспись?

Жостовские мастера пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются многослойные щетки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап — покраска, второй — выпрямление.

Первым этапом жостовской росписи является этап глазурования.

Первый этап Жостовской росписи - герметизация

На этапе росписи художник широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Живопись происходит одновременно на нескольких подносах плотными, слегка обесцвеченными красками без предварительного рисунка. Создавая букет, художник поворачивает поднос на коленях, как бы расчесывая нужный участок на его поверхности. Пятно высушивается в сушильном шкафу в течение двенадцати часов при определенной температуре.

Что такое жостовская роспись?

Перевязка. Протравливание состоит из ряда последовательных этапов: затенение, укладка, смешивание, дражирование, закладка семян и связывание.

Бока подносов украшены легким, нежным цветочным орнаментом.

Подносы украшены легким, нежным цветочным орнаментом.

Что такое жостовская живопись?

И край орнамента смещен. Затем на изделие с росписью наносят два или три слоя лака, с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и очисткой каждого слоя перед нанесением лака. Однотипность техники жостовской росписи не лишает мастеров свободы импровизации, избирательного подхода к каждому элементу, его интерпретации, подчиняя всю систему оригинальности своего индивидуального письма.

Что такое жостовская роспись: основы и особенности рисования. Изображения объектов

жостово

С 1825 года в подмосковной деревне Жостово существует предприятие, которое славится уникальной росписью металлических подносов. Менялось его название, появлялись цеха и заводы, и до сих пор сохранилось место, где делают подносы, известные далеко за пределами России. Жостовская роспись — золотой фонд русского народного искусства. В этом материале мы рассказываем о том, как возникло это ремесло, что делает его особенным и как изготавливаются изделия.

История ремесла

В первой четверти XIX века в деревнях и селах волостей Троицкое (сегодня — Мытищинский район), Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое были созданы мастерские, представлявшие, как мы бы сказали сегодня, высококонкурентный художественный продукт. Сначала жостовские мастера занимались лакированными изделиями из папье-маше, но вскоре они перестроились и, вдохновившись опытом уральских коллег, стали производить расписные металлические подносы.

жостово

Хотя корни жостовского искусства можно найти в работах мастеров из других регионов, умельцам из Троицкой волости удалось объединить наиболее удачные находки других направлений, в результате чего получился уникальный, узнаваемый продукт высочайшего качества. Никто не может назвать этот народный промысел примитивным и простым: изображения на подносах словно парят над поверхностью, дизайн настолько детальный и проработанный, что не остается сомнений в профессионализме художников.

У искусства Жостова были не самые легкие времена. В период расцвета социалистического реализма он был под угрозой исчезновения. Но художники отстояли традиционный рисунок, цвета и формы, технологию и мастерство, благодаря которым жостовские изделия активно производятся и сегодня.

Цвета в живописи

Если говорить о классическом способе живописи, то все достаточно канонично. Но промысел живой, он развивается, в нем появляются новые краски, которые соответствуют эстетике жостовской росписи.

жостово

В связи с контекстом

Черный или красный фон является основным в жостовской росписи. Современные концепции стараются удовлетворить как традиции, так и сегодняшнего потребителя. Поэтому в продаже можно найти подносы с мягкими пастельными тонами. Эти нововведения не оказывают негативного влияния на общее восприятие этого ремесла. Напротив, нынешние мастера модернизируют тенденцию, продолжают ее, не нарушая добрых традиций.

жостово

Синий, зеленый, голубой, серебряный фоны соответствуют духу ремесла, только эти варианты встречаются реже, чем красный и черный. Сегодня слоновая кость считается одним из самых популярных оттенков. Золото встречается реже, поскольку не пользуется большим спросом. Возможно, это связано с особенностями современных интерьеров, в которых золотые декоры чужды.

Подносы с перламутровым покрытием — не новинка в ремесле жостово. Такое решение изначально было характерно для Федоскино, но идеи других направлений могут быть использованы в смежных или родственных ремеслах, что вполне нормально. Переливающийся перламутр может украшать весь фон жостовского подноса или использоваться фрагментарно, по замыслу художника.

Для основного изображения

Цветовая палитра картин была довольно богатой у предков ремесла. В цветочных композициях в виде букетов (самый частый мотив живописи) мы находим жизнерадостные цвета и оттенки от бледно-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. На металлической поверхности лотков можно увидеть бордовый, синий, янтарный и коричневый цвета.

жостово

Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получится, если художник постарается не только реалистично изобразить цветы, но и сделать это в благоприятном световом контексте. Картина на плоскости выглядит объемной и точной, что вызывает желание обратить внимание на каждую деталь на подносе.

Где еще, если не в музее така, вы узнаете самое интересное о внешнем виде и тонкостях жостовской росписи.

Типы картин

Цветочные композиции — частый выбор жостовских художников. Картина гармонична, в ней сочетаются мелкие цветы и крупные соцветия, нераскрывшиеся нежные бутоны и листья. Наиболее популярными «героями» картины являются розы, астры, а также пионы, тюльпаны, георгины. Но не только садовые композиции присутствуют на картине, здесь есть скромные фиалки и очаровательные ландыши, кориандр, анютины глазки.

жостово

В мотивах картин появляются и экзотические цветы, точнее, фантастический, нереальный цветок, который нигде в природе не существует. Цветочные композиции дополняют ягоды и фрукты, бабочки и птицы. Пушечные картины в жостовской росписи встречались реже, но определенно украшали работы местных художников. Бытовые сцены, пейзажи, детальные ландшафты были очевидным достоянием этого ремесла.

Импровизация — главная особенность живописи.

Главная особенность живописи — импровизация. Это самое сложное, но и самое ценное из направлений. В живописи нет особых шаблонов и узоров, так же как нет схем и натур. Жостовские художники могли и могут похвастаться широким спектром художественных приемов, впечатляющей импровизационной базой и стремлением сделать свои работы уникальными. За почти 200 лет мастера изготовили миллионы подносов, и нет двух совершенно одинаковых.

Изготовление подноса

На протяжении десятилетий технология изготовления подносов совершенствовалась. Существуют ручные (метод ковки) и автоматические (метод штамповки).

Метод ковки

Кованые подносы создаются в соответствии с древней ремесленной традицией. Это не значит, что современные кузнецы не участвуют в таком производстве: их стало немного меньше, поскольку технологии позволили оптимизировать производство, но спрос на ручной труд по-прежнему существует.

жостово

Используя ручные ножницы, мастер вырезает скобу из нескольких металлических листов. Затем заготовка поступает на наковальню, где происходит пробивка и вытяжка. Край лотка прокатывается мастером и создается в виде проволочной заготовки, после чего край сглаживается молотком на наковальне.

Ковка — сложный и трудоемкий процесс, но, как и всякая ручная работа, особенно ценный. А также финансово ценным. Это, пожалуй, единственный «недостаток» данной технологии.

Метод штамповки

Производство части сегмента продукции на заводе сегодня механизировано. Это не умаляет достоинств изделия, которое по-прежнему является образцом в своем роде, но также символизирует, насколько органично могут сосуществовать технический прогресс и традиционное мастерство.

жостово

  1. Мастер вырезает из листа железа полуфабрикат нужного размера.
  2. С помощью пресса ему придается нужная форма — овальная или круглая, прямоугольная, восьмиугольная или гитарная (мастер имеет выбор из 32 форм, остальные могут быть изготовлены только ручной ковкой, т.е. десятки форм).
  3. Затем следует этап обезжиривания, шпатлевания и шлифовки, чтобы придать лотку идеально гладкую поверхность.

Подготовка к покраске

Подготовка — это трудоемкий процесс, который включает в себя несколько манипуляций.

жостово

Процесс подготовки проходит поэтапно:

  • отжиг — Тепловая обработка, при которой продукт нагревается до нужной температуры, а затем медленно охлаждается;
  • обезжиривание — Поверхность очищается от жира и других загрязнений
  • грунтовка — обеспечивает защиту лотка от коррозии;
  • эмалирование — Два или три слоя эмали, затем сушка и шлифовка.

После того как все шаги предприняты, маляр может приступать к работе. Только на такой тщательно подготовленной подложке картина будет сидеть идеально.

Этапы в искусстве живописи

Последовательность рисования существует уже очень давно и остается практически неизменной. Мастера работают с беличьими кистями и масляными красками. Состав разбавляется льняным маслом, а кисти традиционно промываются в скипидаре. Кисти — это как продолжение руки художника. Кисти — это продолжение руки художника, поэтому каждый мастер подбирает кисти индивидуально.

жостово

Роспись жостовского подноса в несколько слоев:

  1. Замалевка — Основные элементы картины наносятся на поверхность кистью. Эта стадия завершается сушкой.
  2. Тень — Художник использует лессировочные краски для нанесения более темных частей цветов и листьев.
  3. Укладка — непрозрачными и плотными красками, художник высветляет пятна.
  4. Блики — выпускается в широком и мягком, мелкозернистом и фракционном вариантах.
  5. Blueprint — Свет очерчивает края элементов.
  6. Переплет — Заполнение промежутков между элементами.

Картина закончена! После высыхания работа переходит в руки мастера-орнаменталиста. Картина нуждается в очистке, чтобы она выглядела законченной и гармоничной. Это означает украшение изделия цветочными узорами и геометрическими линиями, цветочными венками. Бордюр может быть незаметным, подчеркивающим раму, или роскошным, богатым и не менее ярким, чем сама картина.

Художник работает по принципу импровизации. Как и в других случаях, не происходит переноса эскиза на поверхность окрашенного объекта. Это подчеркивает тот факт, что данное ремесло требует от художника большого профессионализма.

В этом видео демонстрируются все этапы росписи, от нанесения покрывала до украшения ободка.

Продукты Zhost

Ремесло славится своими подносами, но это не единственная продукция этой знаменитой компании. Первоначально (в первой четверти 19 века) фабрика производила шкатулки и хлопушки с лаковым декором. Сегодня жостовские игрушки тоже выглядят интересно. Например, вы можете купить набор пасхальных яиц с оригинальной росписью.

жостово

Здесь также можно увидеть матрешек и лошадей, расписанных в жостовском стиле, но сегодня фабрика не производит такую продукцию. Но фабрика позволяет оформлять интерьеры не скандинавским декором (что сегодня модно, но вряд ли оригинально), а традиционным русским декором.

Продукция завода включает в себя:

  • зеркала с окрашенными рамами;
  • уличные фонари;
  • свечи;
  • плантаторы;
  • фотографии;
  • лейки для полива;
  • табуретки.

жостово

Расписные изделия изысканны и отвечают требованиям времени. Художники фабрики находятся в постоянном творческом поиске, что позволяет отрасли не только поддерживать себя, но и развиваться. А для тех, кто хочет приобщиться к этой тенденции на практике, Жостовский завод предлагает возможности обучения — для всех желающих в Москве работает специализированная школа-студия.

В то время, когда ремесло только зарождалось, оно быстро нашло своего покупателя, чему способствовало выгодное географическое положение деревни (недалеко от Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в век глобализации, жостовская роспись выглядит одинаково привлекательно и тонко, изящно и мелодично.

Декоративная жостовская роспись на подносах

Существует множество видов декорированной посуды. Они составляют основу традиции украшения основных предметов быта в русской культуре. Именно поэтому в наше время они по-прежнему пользуются неизменной популярностью. Среди них яркими красками выделяется жостовская роспись, декоративное оформление которой уникально. Она была выполнена мастером без использования трафаретов. Не менее интересен путь развития этой ветви живописной культуры.

живопись жостово

История вида искусства

Эта оригинальная жостовская роспись — ремесло, созданное около 200 лет назад. Его источник — подмосковная деревня Жостово — дал название этому типу росписи. Его основателями являются отец и братья Вишняковы. Они сами занимались росписью посуды. Семинары проводились и в других деревнях и селах (Осташково, Троицкое, Хлебниково). Рабочие делали подносы, поддоны, подставки для тортов, шкатулки, чайники, коробки для сигар из папье-маше, которые затем покрывались лаком.

Рост креативности

Начало создания этой картины относится к 1825 году, хотя к этому времени Вишняковы успели глубоко внедрить шостовское ремесло в русский быт и расширяли его. В то время такие мастерские стали появляться в окрестных деревнях. А производство модернизировалось за счет новых, уже железных изделий. Каждый поднос становился холстом для мастера, который размещал на нем главный жостовский мотив в виде букета цветов.

До 1920 года мастерская росла. А мастера совершенствовались, привнося в это народное ремесло новшества того времени.

Советская эпоха

Следующие десять лет стали проверкой их верности традициям. Это была советская эпоха. С помощью ведомственных организаций они пытались унифицировать жостовскую роспись, вводя орнаменты и другие композиционные элементы, отвечающие требованиям коммунизма. Целеустремленность и понимание ремесла предотвратили значительные изменения в традиционном стиле ремесла.

Современность

Этот факт позволил картине вступить в свою последнюю фазу развития. Это продолжается и в наши дни. Постепенно сделанные подносы стали использоваться не только как красивый предмет домашнего обихода. Художники достигли высокого уровня в своем творческом ремесле. А их работы даже выставлялись на международных выставках, так что эта живопись приобрела статус исконно русского искусства.

В настоящее время это ремесло изменилось под влиянием современных достижений. И вот уже почти 60 лет расположенная в том же районе фабрика декоративно-прикладного искусства «Жостово» производит оригинальные предметы быта, основываясь на своих истоках. И несмотря на модернизацию производственного процесса, фабрика сохраняет свои традиции. Поэтому роспись на подносах выполняется художниками вручную, после чего они получают индивидуальный номерной знак. Разработано множество форм лотков, которые изготавливаются с помощью специального технического оборудования. Но если художнику нужна определенная заготовка для создания уникального произведения, он может заказать ее у фальсификатора. Благодаря такому творческому подходу жостовская посуда и сегодня может считаться популярным видом росписи среди людей.

В чем специфика написания картины?

Мастера, расписывающие подносы и другую посуду в жостовском стиле, учатся этому искусству с раннего возраста. И только когда они становятся старше, они узнают все тонкости и нюансы живописи, которые передаются от старшего поколения к младшему. Картины выполнены полностью вручную, с использованием кистей из беличьей шерсти разного размера. Живопись выполнена масляными красками, разбавленными льняным маслом.
Живопись характеризуется тем, что процесс формирования изображения происходит в несколько слоев, которые мастер наносит в определенном порядке.

Окраска подносов

Способ росписи включает в себя первоначальную окраску фона черным цветом, на котором изображаются яркие цветы и другие узоры в различных композициях. Этот цветовой контраст притягивает взгляд к картине и создает хорошее настроение.

Традиционно при оформлении подноса художник использует устоявшиеся композиции, такие как «букет цветов», «букет цветов». Он также может собрать цветы в виде венка, который помещается в центр объекта. Или ветка, выходящая из-за угла. Подпись автора обязательна для документального подтверждения уникальности работы. В итоге мастерская роспись Жостово делает поднос шедевром русской живописной культуры!

Техника создания узора

Для создания узора, классического для жостовского стиля, используются два этапа росписи. На первом этапе, который называется «живопись», художник делает эскиз будущей картины на подготовленном грунте. Кратко, широкой кистью он рисует отдельные пятна будущих лепестков, листьев и бутонов. Он выполняет этот простой процесс для нескольких лотков одновременно. Полученную работу сразу же отправляют в специальный шкаф, где она сушится при постоянной температуре в течение двенадцати часов.

Следующий этап — выпрямление. Этот этап состоит из нескольких последовательных шагов. Сначала мастер шлифует поверхность, нанося тонкий слой полупрозрачной краски. Таким образом, он оттеняет темные части каждой детали и придает дизайну глубину. Затем следует этап «наслоения», в ходе которого светлые части цветов, бутонов и листьев выделяются более плотными цветами. Затем следует этап «выделения». У каждого мастера своя техника. Таким образом, эта часть их работы может быть широкой или поверхностной, обширной или постепенной.

Яркие края лепестков, бутонов и листьев выделяются с помощью «кальки». Семена также используются, добавляя пестики и тычинки к цветку. Последним этапом является переплет, который скрепляет всю конструкцию воедино. Это похоже на тонкую траву между цветами и листьями. Затем готовый рисунок высушивается.

При декорировании противня, когда все этапы завершены, переходите к декорированию краев изделия. Здесь основным элементом является разнообразие геометрических цветочных узоров. Их изготавливает специально обученный декоратор.

Цвета жостовской росписи

Если посмотреть на работы жостовских мастеров, становится понятно, что в своем искусстве они не ограничиваются выбором нужного оттенка из всей палитры цветов. Помимо черного, для окраски фона использовались и другие цвета — красный, зеленый, синий и серебряный. Такие решения позволили еще больше разнообразить художественные рамки «жостовской» живописи. Особенно после добавления спокойных пастельных оттенков.

В настоящее время популярным фоновым оттенком стала слоновая кость, которая придает композиции более мягкий и интимный характер.

Цвет слоновой кости в качестве фона

Чтобы изобразить узор, мастера используют свободные цвета, что делает каждый рисунок уникальным.

В результате каждая картина Жостово завораживающе яркая и привлекает внимание даже наименее артистичного человека.

Элементы и узоры жостовской росписи

Изначально, при создании этой фрески, основными живописными мотивами были красочные пейзажи, бегущая тройка лошадей и, конечно же, удивительные цветы.

удивительные цветы

По мере развития стиля и появления новых художников к нему добавились пейзажи замков и необычных гор. А также повествовательные композиции из жизни народа. Например, катание на санях с тройкой лошадей, описание питья чая с изображением самовара, краткий момент ткачества гобелена и многое другое.

Но основной тип картины — это, конечно, букет садовых или полевых цветов. Классическая схема окраски выглядит следующим образом. В центре работы располагается большой бутон, а по бокам от него — цветы поменьше. Роза, лепестки которой выглядят очень богато и ярко, является самой распространенной в жостовском искусстве.

Вы можете рисовать и другие цветы, например, красивые маки, нежные тюльпаны, великолепные георгины, прекрасные ландыши или уникальные анютины глазки. Художник может добавить к цветочной композиции свежие плоды деревьев и мелкие ягоды, чтобы внести разнообразие в картину.

Создавая целостную картину, художник сочетает реалистичный вид элементов композиции с некой сказочностью. Это дает эффект уникальности и пленительной красоты готового изделия.
Сегодня, благодаря профессионализму мастеров, таким узором можно украсить не только металлическую посуду, но и керамику, стекло и даже изделия из кожи. А тарелка, сервиз или разделочная доска, украшенная жостовскими мотивами, станет прекрасным подарком или уникальным дополнением к коллекции коллекционера антиквариата.

Сохранить материал?
Разноцветный мир - Colorfulworld.ru
Разноцветный мир - Colorfulworld.ru